ОГЛАВЛЕНИЕ
сгр.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................3
ГЛАВА I. Полифония стилей петровского времени...................20
ГЛАВА II. "Немецкое" барокко Анны Иоанновны.....................55
ГЛАВА III. Рококо "Веселой Астреи"..............................78
ГЛАВА IV. Классицизм и сентиментализм. Екатерина II и Павел 1..105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................135
БИБЛИОГРАФИЯ...................................................143
СОКРАЩЕНИЯ.....................................................160
АЛЬБОМ.........................................................161
2
сюжетах рисунков ажурных прямоугольных запон. Изделия обильно декорировали драгоценными камнями, а мелкие детали такие, как растительные завитки и рамки, покрывали разноцветной эмалью, не уступавшей в интенсивности цвета и блеска камням.
Эги и подобные им запоны, как и другие восточные изделия, становились образцами, на которые ориентировались отечественные мастера. Таковы кружева из запон XVII века из собрания ГИМ с изумрудами,5 рубинами6 и
у
алмазами . Они состоят из небольших (2 - 2,5 см) квадратных звеньев, каждое из которых имеет петли, позволявшие нашивать их, последовательно соединяя. В центре каждого звена изумрудных кружев - цветок тюльпана, рубиновых -плод граната, алмазных - стилизованное перо.
И для восточных, и для ориентированных на них русских изделий XVII века характерны одинаковые технологические приемы обработки и закрепки камней. Оправы, как правило, - глухие с неровными краями, в обработке камней нет унификации: одни огранены в форме таблицы, другие - в форме наконечника, размеры лишь приблизительно одинаковы. Эта, кажущаяся на первый взгляд, небрежность придает более живой и естественный облик произведению, состоящему из череды повторяющихся элементов. Благодаря этому на костюме эти украшения выглядели единой сверкающей каймой ажурной и тонкой как кружево, и в то же время живой и вибрирующей.
В отличие от запон восточного типа европейские запоны не имели ограничивающей общий рисунок прямоугольной рамки (рисунок как бы выплескивается за рамки, задающие украшению определенную геометрическую форму), а для решения декорирующего их растительного орнамента была характерна большая стилизация и симметричная композиция. Впервые использование ажурных запон европейского типа прослеживается в России в декоре царского венца «Большого наряда»8, выполненного в 1627 году в кремлевских мастерских под наблюдением дьяка Ефима Телепнева при участии большой группы иностранных мастеров. Запоны в виде ажурных розеток схематически укладываются в вытянутый по горизонтали ромб, в
22
- Київ+380960830922