Ви є тут

Теоретико-методологический анализ русской социологической школы неокантианства

Автор: 
Немирова Наталья Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
299246
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГЛАВА I. Характерные особенности формирования русской социологической школы неокантианства
§1.1. Социально-экономические и политические условия становления русской социологической школы неокантианства § 1.2. Духовные предпосылки возникновения социологии неокантианства в России
§1.3. Кризис позитивизма и антипозитивистская реакция в социогуманитарных науках
§ 1.4. Неокантианство как направление социально-философской мысли Основные выводы первой главы
ГЛАВА II. Проблемы методологии социологического познания русской школы неокантианства
§2.1 Теория, методология и метод как предмет анализа в социологии неокантианства
§2.2 Классификация паук и место социологии в системе научного знания
§2.3 Проблема соотношения телеологизма и причинности в социологии §2.4 Концептуальные подходы к образованию понятий в социальных науках
Основные выводы второй главы Заключение
Список использованной литературы
3
14
40
63
86
108
112
136
161
184
207
211
217
2
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время отечественная наука испытывает острую потребность собственного переосмысления и выхода на новый уровень теоретико-методологического видения и понимания процессов социального развития. На III Всероссийском социологическом конгрессе (Москва, 2008) был поднят вопрос об увеличении числа научных разработок как в области методологии социологического познания, так и в сфере изучения истории отечественной социологии. В связи с этим актуальным становится обращение к теоретикометодологическому опыту представителей русской социологической школы неокантианства.
Этот аспект историко-социологического осмысления важен еще и потому, что отечественное неокантианство было тесно связано с общеевропейской тенденцией развития социальной мысли, которая оказала огромное влияние на разработку целого комплекса проблем как теоретикометодологического характера, так и того, что связано с дальнейшим совершенствованием и расширением эмпирических исследований.
К числу общеметодологических проблем, поднятых представителями неокантианской социологии (безусловно, в том числе и отечественными учеными), относится глобальный вопрос о единстве и специфике естественно-научного и социального познания. Это выразилось в пересмотре понимания того, что такое закономерность применительно к общественной жизни, как соотносятся принципы причинного и телеологического объяснения социальных процессов, в чем проявляются характерные особенности социального познания, связанные с его включением в систему культурных ценностей, и ряд других аспектов. Подобная корректировка видения социальной реальности способствовала совершенствованию качественных методов («понимающей» методики) познания, а также системы научных понятий, используемых в социологии. В целом последующее развитие социологической науки невозможно представить без идейного
Если интеллигенция выступила мозговым и организационным центром освободительного движения, то промышленный пролетариат стал главной движущей силой. В этот же период происходит активное распространение идей марксизма. Первые кружки по изучению идей К.Маркса и Ф.Энгельса появились в России уже в 80-х годах XIX века. Начало широкого распространения марксизма в России связано с именем Г.В.Плеханова. Именно он и группа «Освобождение труда» перевели на русский язык многие произведения Маркса и Энгельса. Плеханов обосновал руководящую роль пролетариата, выдвинул задачу создания самостоятельной партии рабочего класса, которая должна возглавить революционную борьбу против самодержавия.
По мере роста рабочего движения социал-демократические кружки возникали в десятках городов. Эти кружки стояли на позициях революционного марксизма и начали вести пропаганду среди рабочих, стремясь возглавить рабочее движение и создать самостоятельную партию рабочего класса. В решении этой задачи большую роль сыграл В.И.Ленин. В 1898 году состоялся первый съезд Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), а в 1903 году на втором съезде РСДРП приняла программу и устав, произошло ее окончательное оформление. Руководящей идеологией социал-демократов был марксизм, партия сделала свою главную ставку на рабочий класс, а в качестве конечной цели провозгласила победу социалистической революции, установление диктатуры пролетариата и построение социалистического общества.
Марксизм как политическое движение и идейно-культурное образование оказал огромное влияние на общественную жизнь России, став в известной степени катализатором развития буржуазно-либерального движения и идей конституционной демократии. Последнее в немалой степени связано с формированием идеологии неокантианской школы социологии и ее теоретико-методологических установок. Однако это влияние прямо или косвенно на неокантианскую социологию оказало не радикальное
крыло марксизма, а идеи представителей, которые вошли в отечественную историю иод названием «легального марксизма».
Легальные марксисты19, в отличие от представителей ортодоксального марксизма, отказались от марксистской революционной идеи. Они выступали за реформистский путь развития страны, против
социалистической революции и диктатуры пролетариата. Они считали, что в борьбе за изменения политического строя страны необходимо основываться на принципах права и законности, легальности, легитимности. В начале 1900-х годов, когда изменилась социально-политическая расстановка сил в результате раскола российской социал-демократии легальный марксизм стал трактоваться как особое идейно-политическое течение.
Целая плеяда ведущих мыслителей России испытывала на разных этапах своей научной деятельности влияние марксизма и активно работала в рядах социал-демократии. Среди них П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский,
Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк и др.
С середины 90-х годов происходит оживление либеральнооппозиционного движения, прослеживается тенденция к демократизации и расширению социальной базы либерализма за счет приобщения к нему широких кругов интеллигенции. Этому способствовало вхождение в ряды либералов ряда бывших «легальных марксистов» (П.Б.Струве, С.Н.Булгаков, М.И.Туган-Барановский), «правого крыла экономистов» (С.Н.Прокопович, Е.Д.Кусков) и части неонародников, не согласных с тактикой социалистов-революционеров. Одно из ведущих мест в либеральном движении занимала земская интеллигенция, деятельность которой значительно активизировалась после ужасного голода 1891 — 1892 годов. Она группировалась вокруг земств (статистики, врачи, агрономы), газет и редакций прогрессивных журналов20 («Вестник Европы», «Русское богатство», «Право», «Юридический
19 Название «легальный марксизм» первоначально не имело идейно-политического оттенка, им обозначалась вся марксистская литература, публиковавшаяся легально, в отличие от изданий плехановской группы «Освобождение труда», нелегально ввозимых в Россию, а также работ, нелегально печатаемых в самой стране.
20 Сотрудниками большинства этих изданий были неокантианцы. Б.А. Кистяковскнй, например, был главным редактором «Юридического вестника».
23