Ви є тут

Социальное образование в условиях социокультурной интеграции детей с инвалидностью в общество

Автор: 
Анникова Людмила Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
302130
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ОБЩЕСТВО..................................................18
1.1. Социальное образование детей с инвалидностью:.структурнофункциональный анализ........................................18
1.2. Дети с инвалидностью как нетипичные индивиды...........43
1.3. Образовательный потенциал детей с инвалидностью в условиях их интеграции в общество...........................................59
ГЛАВА И. СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ХОДЕ ИХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВО (НА ПРИМЕРЕ г. СТАВРОПОЛЯ).............................79
2.1. Субъекты социального образования детей с инвалидностью.79
2.2. Социальная образованность детей с инвалидностью в процессе социокультурной интеграции в общество...........................124
2.3. Направления развития социального образования детей с инвалидностью для их социокультурной интеграции в общество...............143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................157
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.............................................162
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................176
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Смена ценностных приоритетов и политических ориентаций российского общества постсоветского периода вызвали ослабление патерналистских способов социальной защиты категорий населения с изначально заниженным социальным статусом, к которым относятся люди с инвалидностью. Это обусловило обострение проблем их социальной изоляции, вызвало необходимость поиска новых путей и способов социокультурной интеграции в общество, определение которых связано с пониманием современных итерационных процессов как поворота от «культуры полезности» к «культуре достоинства». Данное обстоятельство предполагает создание условий для самореализации индивидов, независимо от физических данных; обусловливает необходимость проявления их активности по снижению и преодолению ограничений жизнедеятельности в социуме на основе собственных ресурсов. Среди таких ресурсов определенное место занимает социальная образованность инвалидов, что и актуализирует проблематику диссертационного исследования.
Российское общество в той или иной мере использует возможности социального образования для интеграции в социум детей-инвалидов с опорой на особенности и свойства данной социальной группы. Между тем, детская инвалидность представляет собой более тяжелое явление, чем взрослая, препятствуя полноценному социальному контактированию, формированию познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. Все это влияет на характер его социализации и определяет специфику организации социального образования, которая сопровождается рядом противоречий, характерных для российского общества. Они состоят в следующем: между провозглашением государственной целевой комплексной программы «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с недостатками умственного и физического развития» и деятельностью учреждений образовательной сферы, семейного воспитания вне базовой концепции развития
личности, содержащей принципы социального образования; между призна-
3
сти, «с одной стороны, направляя социализацию, с другой — являясь показателем «воспитанности» личности, степени ее социального научения»76. Другими словами, в результате социального образования личность усваивает новые модели поведения для адаптации в обществе. С этой точки зрения Б.Д. Беспарточный считает, что «ценность социального образования в процессе адаптации и состоит в том, что оно помогает преодолевать возникающие социальные проблемы, является средством социальной реабилитации и коррекции - возвращения личности к нормальной жизнедеятельности»77, что характеризует его социальную составляющую.
С другой стороны, под социальным образованием понимают «профессионально организованный процесс приобщения личности к нормам и ценностям господствующей в обществе культуры, в ходе которого человек из объекта воздействия становится субъектом самостоятельной деятельности и общественных отношений» . С этой точки зрения, социальное образование, по мнению В.И. Жукова, «интегрирует естественнонаучные, гуманитарные и социальные науки о человеке, а его содержание включает в себя разнородные ценностные и нормативные элементы»'9. В этой связи становится очевидной его обусловленность культурой и их взаимосвязь, на что указывают также в своих работах З.П. Медведева и О.В. Солодянкина, рассматривающие социальное образование как «социальный капитал»80 - ценности, традиции, социальный опыт, социальные нормы, образцы поведения, которым должна обладать любая социально образованная личность, что позволяет говорить о нем
76 К. ван Дам. Некоторые особенности образования по социальной работе // Журнал исследований социальной политики. — 2007. - №4. - С.67-68.
77
Беспарточный Б.Д. Институционализация социального образования в России: региональные особенности: Автореф. дисс....д-ра соц. наук. — М., 2007. — 20с.
78 Социальное образование // Социологическая энциклопедия: В 2-х т. - М., 2003. - Т.2. — С.375.
п Жуков В.И. Социальное образование в контексте развития мировой цивилизации. Ученые записки РГСУ. - М., 2007. - №4. - С. 54-55.
80
Солодянкина О.В. Междисциплинарный подход к социальному образованию // Философия. Психология. Педагогика. Вестник Удмуртского университета. - 2009. - Вып.2 -С.113-114.
как о качестве личности и дает возможность выделить в нем культурную составляющую.
Л.Г. Гуслякова и С.И. Григорьев указывают на интегративную составляющую социального образования, определяя его как фактор воспроизводства культуры общества, поддержания его целостности и стабильности; как социальное воспитание широких слоев населения, формирование у них умения жить в условиях взаимодействия в социуме81. Социальное образование в таком его понимании способствует преобразованию личностных качеств с установкой на интеграцию в общество в настоящей и будущей жизни.
Анализируя различные подходы к определению его сущности, следует отметить, что наиболее точно отражает современные особенности социального образования его дефиниция, соединяющая культурную (через ценности независимой жизнедеятельности), социальную (через усвоение личностью социокультурных качеств) и интегративную (через преодоление личностью барьеров изоляции вследствие эксклюзии) составляющие.
Отсюда социальное образование рассматривается как процесс формирования и развития социокультурных качеств личности, актуализирующихся в ходе ее адаптации к условиям социальной реальности и социокультурной интеграции в современное общество; свободного выбора жизненных стратегий, согласующих отношение между притязаниями личности и степенью их реализации.
Значимость социального образования в контексте социокультурной интеграции личности в общество подтверждается реализуемыми им специфическими функциями. В.А. Никитин к таким функциям относит82: гуманистическую, предполагающую развитие в обществе осознания человека как высшей ценности, признания его прав на достойную жизнь, свободный выбор и
81
См.: Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социология. Основы модернизации
социального знания. - М., 2006. - 285с.
82
" См.: Никитин В.А. К вопросу о содержании и критериях эффективности высшего социального образования // Социальная работа: теория, технология, образование. - 1997. -№1. — С.57-58.
20