Ви є тут

Публичная политическая коммуникация на региональном телевидении (на примере г. Томска)

Автор: 
Карпова Анна Юрьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
302889
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................3
Глава 1 Место и роль телевидения в публичной политике.................16
1.1 Социально-политические функции средств массовой информации. 16
1.2 Телевидение как политическая коммуникация: воздействие
на массовое сознание.............................................42
Глава 2 Специфика формирования политической коммуникации на
региональном телевидении..............................................59
2.1 Модели регионального политического телевидения: дискурсивные и функциональные особенности.......................................59
2.2. Признаки публичности и коммуникативные границы регионального телевидения в политике......................................88
2.3. Политические программы на региональном телевидении: маркеры и эффекты кризисного состояния...............................116
Заключение..........................................................132
Литература..........................................................137
Приложения..........................................................156
Приложение А Программа исследования..................................156
Приложение Б Обоснование опроса экспертов............................165
Приложение В Таблицы но телепроектам.................................170
Приложение Г Таблицы по экспертам....................................172
Приложение Д Бланк интервью, список экспертов.......................183
Приложение Ж Глоссарий...............................................187
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования определяется происходящими изменениями в функционировании публичной политической коммуникации. Политическая коммуникация предстает особым срезом коммуникативного процесса, которому присущи собственные специфические функциональные, счруктурные, стилевые, дискурсивные свойства. СМИ, выступая каналом передачи, посредником между органами власти и аудиторией не ограничиваются только ролью технического средства.связи, а воздействуют и формируют массовое сознание. Следует отмстить всестороннее сплетение политики и СМИ, медиатизицию политических процессов и складывание своеобразной медиа-политической системы. Данные процессы требуют пристального исследовательского внимания к изучению, как закономерностей политической коммуникации, так и к проявлению данных закономерностей в конкретных политических процессах.
Актуальность исследования публичной политической коммуникации обусловлена также изменениями в массовом сознании. Политика обретает новые - формы публичности благодаря развитию и широкой доступности, новых способов получения и обмена информацией. На этой* основе складываются неформальные коммуникативные связи, формируются социальные сети, создастся возможность непосредственного доступа к получению- и интерпретации полученной информации. В этой связи традиционные СМИ и формы политического контроля над ними утрачивают смысл. СМИ и телевидение вынуждены меняться: менять форматы, принципы и механизмы реализации публичной политики.
Новизна ситуация обусловлена также и тем, что под влиянием социально-экономических преобразований складывается и усиливается рыночный характер взаимоотношений между СМИ и властью. В результате СМИ попадают в зависимость от социальных институтов и социальных групп, обладающих финансовыми и административными ресурсами,
3
«теории среднего уровня»5. Термин, введенный американским социологом, обозначил направление развития социологической теории в области между «частными рабочими гипотезами» и «основными концептуальными схемами»..-.
Сторонники предложенного им «функционального анализа» стремились ответить на вопрос: какие эффекты медиа функциональны, а какие дисфункциональны. В дальнейшем1 на базе «функционального анализа» получили свое развитие, «теория подкрепления» Д. Клаппсра, в которой он развивал положение* о том, что медиа не изменяют, а лишь усиливают существующие установки в обществе,, что делает сильно преувеличенным эффект их воздействия. В таком же ключе формировалась концепция «спирали молчания» Э. Ноэль-Нойман, где эффективность воздействия' медиа- оценивается доминированием роли СМИ в процессе коммуникации. Как справедливо отмечается Э; Ноэль-Нойман: «Тот, кто не находит своего мнения в массовой коммуникации, гот безмолвствует»6.
Новый толчок исследованиям в области ограниченных эффектов дала теория элитарного плюрализма; ключевым выводом которой стала идея о том, что медиа вообще не нужны, так как могуг помешать политической стабильности в обществе.. Наиболее продуктивной оказалась критика данной теории со стороны Ч. Р:'Миллса, который обосновал свою позицию тем, что политическая1 власть в • обществе принадлежит не плюралистическим группам, а сосредоточена в руках«властвующей элиты».
По мнению А. И Соловьева, политико-коммуникативные отношения г придают политической системе способность сохранять целостность, преодолевать неблагоприятные условия ее развития, способствуют
5 Мертон Р. Явные и латентные функции // Р. Мертон. Американская социологическая мысль : тексты / иод ред. В. И. Добренькова. М., 1994. С. 393 - 461.
6 Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания : пер. с нем. / общ. ред. и нредисл. Н. С. Мансурова. М., 1996. С. 251.
19
самоорганизации и саморазвитию. Анализ «кодовых» функций политической коммуникации напрямую зависит от «...отношения к источникам власти, степени персонализации, замеров влияния правовых институтов...»7.
Исследователи политической коммуникации, такие как М. А. Васи-лик, М. Н. Грачев, определяют ее основными функциями в политической системе и гражданском обществе информационную, регулятивную, политической социализации и манипулятивную. Мы опираемся на предложенные данными авторами различения дефиниций понятий-«политическая коммуникация», «публичная коммуникация как вид социальной коммуникации».
Бурное развитие технических средств массовой информации привело к формированию новой коммуникативной среды. На рубеже 1940-х гг. появилось понятие массовой коммуникации. Основные черты структурнофункционального подхода, разработанные в 1950-х годах Толкоттом
о
Парсонсом , на тот момент времени были попыткой изучения условий взаимодействия и гармонии внутри системы. Компонентами «его системы» являются категории входа и выхода, а коммуникация представлялась как обмен на входе и выходе вне зависимости от соотнесения системы с окружающим миром или с подсистемами. В. структурно-функциональном подходе политическую коммуникацию в 1950-е гг. политологи X. Арендт и К. Дойч стали рассматривать как одну из главных функций политической системы, как «нервную систему государственного управления», отметив изменение роли средств коммуникации, а именно превращение их в инструмент политического влияния.
7 Луман Н. Власть: пер. с нем. М., 2001. С. 53.
8 Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2002. 880 с.
20