Ви є тут

Динамика изменений этнических стереотипов в российском обществе

Автор: 
Белова Ольга Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
304189
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение
1. Теоретико-методологические основы исследования этнических стереотипов
1.1. Этнические стереотипы как объект социологического анализа
1.2. Анализ и обоснование методологической стратегии исследования этнических стереотипов
2. Этнические стереотипы в современном российском обществе:
изменчивость и стабильность
2.1. Фольклор как источник информации об этнических стереотипах (по результатам контент-анализа и качественного анализа документов)
2.2. Сравнительный анализ современных автостереотипов и гетеростереотипов русского этноса (по результатам анкетного опроса)
Заключение
Библиография
Приложения
3
Введение
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена активизацией процесса этнического возрождения как основной особенности развития народов во всем мире, включая Россию. Его характерными чертами являются рост этнической идентичности, подъем этнического сознания- и самосознания, повышение роли этничности в общественных процессах, появление интереса многих людей к культуре, традициям и образу жизни своего народа;
Динамичная этнизация наблюдается на фоне всемирной экономической, политической и культурной интеграции, возникновения и распространения глобальной культуры. Этот процесс обусловлен двумя тенденциями. Первая тенденция связана с тем, что стандартизация, слияние и унификация культур различных народов порождает естественное стремление этносов к сохранению своей самобытности и уникальности своей культуры. Вторая тенденция исходит из того, что этническое возрождение является реакцией на нестабильность экономической и политической сферы общества, попыткой найти опору и защиту в непредсказуемом мире путем этнической солидаризации. Источником стабильности для многих современных людей выступает осознание принадлежности к этнической 1руппе, стремление сохранить ее традиционные нормы и ценности.
При этом формирование представлений о самобытности собственной этнической группы и ее характерных особенностях неразрывно связано с осознанием ее отличий от других этнических групп. На этом фоне происходит актуализация этнических стереотипов, оказывающих существенное влияние на восприятие различных этносов.
Обычно этнические стереотипы определяются как упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и очень устойчивые образы различных этнических групп. Этнические стереотипы включают в себя представления о моральных, умственных, физических качествах типичных представителей определенного этноса. Стереотипы распространяются на всех
15
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
этнических стереотипов
1.1. Этнические стереотипы как объект социологического анализа
Современные ученые, исследующие проблему этнических стереотипов, в
целом сходятся в определении этнического стереотипа как «упрощенного,
схематизированного, эмоционально окрашенного и чрезвычайно устойчивого
образа какой-либо этнической группы или общности, легко распространяемого
на всех ее представителей»10.
Понятие «этнический стереотип» вошло в научный оборой- в первой
четверти XX века как один из вариантов более общего понятия, «социальный
стереотип», введенного У. Липпманом в 1922 году. В своей работе
«Общественное мнение» он говорит о том, что из всего многообразия внешних
предметов и явлений люди склонны вычленять то, что уже определено их
культурой. «Мы воспринимаем предметы через стереотипы нашей культуры»11.
Любой человек, с точки зрения Липпмана, воспринимает только те факты,
которые соответствуют представлениям, существующим в его сознании.
Причина существования стереотипов связана, по словам Липпмана, с
принципом экономии усилий. «Ведь попытка увидеть все вещи заново и в
подробностях, а не как типы и способы обобщения, утомительна, а если вы
10
очень заняты, то она практически обречена на провал» .
Рассмотрим основные трактовки понятия «стереотип», встречающиеся в социологических и социально-психологических работах.
Американский ученый Р. О’Хара отрицательный или положительный стереотип определяет как преувеличение, раздувание некоторых черт объекта как представителя определенной категории, получающих, таким образом, гипертрофированную значимость. Подчеркивая необходимость стереотипов как механизмов, облегчающих подачу и прием информации через каналы массовой
10 Садохнн Л.П. Этиология. М., 2001, С. 251.
11 См.: Лнпиман У. Общественное мнение. М., 2004, С. 97.
12 Там же. С. 103
16
коммуникации, О’Хара замечает, что истина, заключенная в стереотипах, обманчива, т.к. они являются упрощением, основанным на отдельных, тщательно выбранных деталях13.
По мнению американского социального психолога Т. Шибутани стереотип — это «популярное понятие,, обозначающее приблизительную, группировку людей с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое распросграненным представлением относительно свойств этих' людей». Шибутани утверждает, что стереотипы формируются посредством выделения наиболее заметных отличительных особенностей поведения группы людей (этнической, социальной и т.п.), классифицируемых определенным образом. Индивид, воспринявший стеретип, относится к стереотипизированной группе как к единому целому14. Внешним выражением стереотипов Т. Шибутани считает «некий объект, образ действия, слово, по отношению к которому люди действуют так, как если бы это было нечто другое»15.
Стереотип, с точки зрения американского социального психолога
Э.У.Вайнека, - это характеристика какой-либо группы людей, которая может отражать как физические, так и интеллектуальные черты. Вайнек рассматривает стереотипы как особый класс эмоционально окрашенных понятий: Стереотипы, по словам Вайнека, - это «системы-понятия с позитивными и негативными функциями, с теми же основными чертами, что и другие понятия, служащие для организации практической деятельности»16.
Социолог Т. Адорно предложил свою концепцию стереотипов с позиции психоанализа. Согласно Т. Адорно, «стереотипы - это приспособление для удобного видения, вещей»17. Говоря о стереотипах как жестких, предвзятых образованиях, Адорно отмечал, что «стереотипы являются атрибутом сознания
13 O’Hara R. Media for Millions.- N.Y., 1961, — P. 175.
14 Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969. - С. 98.
13 Там же. С. 165.
16 Vinackc E.W. Stereotypes as Social Concepts // J. of Social Psychology. - Vol. 46. - 1957. - P. 229.
17 Adomo T. Stereotypes as Sociotypes. - N.Y., 1969. - P. 35.