Ви є тут

Правовой режим имущества хозяйственных органов: теоретические основы и пути совершенствования

Автор: 
Заменгоф Зоя Михайловна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
1984
Артикул:
372257
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Огр.
ВВЕДЕНИЕ#•••••«••••••••••••••••••••••••»•••••••••«••••••» 4
Глава I. ШУЩЕСТБШНАЯ ОБОСОБЛЕННОСТЬ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗВЕНЬЕВ
§ I. Объекты имущественного обособления................. 22
§ 2. Сущность имущественного обособления.................. 35
Глава П. УРОВНИ И ПРАВОВЫЕ ФОРШ ИМУЩЕСТВЕННОГО
ОБОСОБЛЕНИЯ
§ I. Имущественное обособление первичных звеньев
народного хозяйства и их подразделений............... 61
§ 2. Имущественное обособление органов хозяйственного руководства.......................................... 97
§ 3. К вопросу об имущественном обособлении хозяйственных систем и "многозвенном" обособлении.... 108 Глава Ш. ПРАВОВЫЕ ФОРШ ИМУЩЕСТВЕННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗВЕНЬЕВ § I. Право оперативного управления. Его сущность и соотношение с правом государственной собственности...................................................... 131
§ 2. Право оперативного управления - всеобщая форма имущественной самостоятельности хозяйственных звеньев-не собственников в рамках социалистической собственности..................................... 153
Глава ІУ. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ИМУЩЕСТВА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗВЕНЬЕВ § I. Роль имущественных фондов в воспроизводственном процессе.................................................. 195
§ 2. Технико-экономические нормы и нормативы как основа формирования имущественной базы хозяй-
- з -
ственных звеньев..................................... 215
§ 3. Экономические рычаги повышения эффективности
использования материальных и финансовых ресурсов
хозяйственных звеньев................................. 240
Глава У. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ИМУЩЕСТВА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗВЕНЬЕВ § I. Общая характеристика правовой организации
имущественной сферы хозяйственных звеньев......... 267
§ 2. Основные направления совершенствования правового
режима отдельных видов имущественных фондов 304
Глава УІ. ЫРИДОЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗВЕНЬЕВ................................ 346
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................ 389
42
Изложенный "товарный" подход к проблеме имущественного обособления, базирующийся на противопоставлении товарных и нетоварных форм связи, представляется методологически неверным. Вряд ли его можно обосновать ссылкой на то, что "исходный фактор имущественной обособленности - наличие таких ячеек народного хозяй-
т
ства, которые выступают в качестве товаропроизводителей", и что "обособленность - это... категория, вытекающая из закономернос-
о
тей товарного производства" .
Производство товаров - это не совокупность единичных актов
3
производства и обмена, а система общественных отношений , охватывающих все стороны производства, распределения, обмена и потребления и подчиняющихся общим закономерностям, ибо все указанные фазы процесса расширенного воспроизводства "образуют собою части целого, различия внутри единства"4, в котором "в общем и целом главенствует движение производства", являющегося "в послед-
водства не является участниками товарно-денежных отношений, считает, что они осуществляет не имущественные права на те государственные средства, на которые распространяется их организационная деятельность, а свою компетенцию как органов государственного управления, в содержание которой входит, в частности, создание централизованных фондов и резервов (см.: Корнеев С.М. Правовая регламентация общенародной собственности. - Сов.гос. и право,1974,й 5,с.24).
1 Якушев B.C. Экономическая самостоятельность и право оперативного управления государственных производственных предприятий.
- Правоведение,1971,№ 6,с.42.
2 Там же, с.43.
3 Ленин В.И. Полн.собр.соч.,т.26,с.61.
4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т.12,с.725.
- 43 -
нем счете решающим .
Ученые-экономисты, придерживающиеся товарной концепции социалистического производства, отмечают в то же время недопустимость очерчивать его пределы и сферу действия его законов границами относительной экономической самостоятельности предприятий2,
подчеркивают, что все законы и категории товарного производства
о
вплетаются в общую планомерную систему социализма , что процессы управления хозяйством и самого производства подчиняются однотип-
4
ным закономерностям .
Представляется также неправомерным лежащее в основе "товарной" трактовки имущественной обособленности отождествление всего
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т.37,с.415.
2 Смолдырев Д.А. Роль стоимостных форм в развитии социалистической экономики,с.214.
3 Там же, с.216.
4 Пашков А.И. О собственности на средства производства, классах, социальных группах и о характере труда при социализме. -
- В кн.: Актуальные проблемы экономической теории. М.: Полит, лит.,1973,с.32. Распространение экономических законов товарного производства не только на сферу производства и обмена подчеркивается и в юридической литературе. Отмечается, в частности, что "было бы неправильно связывать действие экономического закона стоимости в народном хозяйстве лишь исключительно с гражданско-правовыми формами. Этот закон накладывает свою печать и на отношения по управлению народным хозяйством" (Братусь С.Н., Алексеев С.С. О разработке правовых вопросов управления народным хозяйством. - Правоведение, 1963, й 4,с.47). Иной взгляд см.: Загайнов Л.И. Социалистического государство и законы экономики. М.: Юрид.лит.,1975,с.190-197.