Введение
СОДЕРЖАНИЕ
4
Формы взаимодействия природы и общества и их развитие на современном этапе............................................... 10
1.1. Природоохранная деятельность как закономерная форма взаимодействия ’‘общество-природа"........................... 10
1.2. Экологические проблемы и пути их решения в старопромышленном регионе.................................... 23
Методический инструментарий по обоснованию экологических приоритетов природоохранной деятельности........................ 39
2.1.Общие методические положения выбора экологических приоритетов.................................................. 39
2.2.Методические подходы к оценке и ранжированию территорий и предприятий - загрязнителей.................................. 44
2.3.Методологические рекомендации по оценке и выбору приоритетных природоохранных мероприятий..................... 52
2.4.Оценка и ранжирование приоритетов экологической политики в условиях Свердловской области.................................... 60
Методические рекомендации по разработке планов действий по охране окружающей среды и механизма их финансирования.............................................. 70
3.1.Общие подходы и принципы разработки плана действий но охране окружающей среды...................................... 70
3.2.Методические рекомендации по разработке планов действий для муниципальных образований и предприятий.................. 77
3.3.Формирование механизма финансирования плана действий по охране окружающей среды...................................... 94
Реализация методических рекомендаций по разработке регионального плана действий в условиях Свердловской области.................................................... 104
2
4.1.Формирование экологической политики и механизма ее
реализации.................................................... 104
4.2.Рекомендации по активизации инвестиционной деятельности природоохранной направленности и оценке результативности внедрения планов действий по охране окружающей среды 121
Заключение....................................................... 135
Список использованной литературы................................ 137
Приложения....................................................... 149
+
3
действенных мер в направлении возвращения за критический порог в пределы допустимой емкости земли [35,36,37,33,38,39].
Большое внимание на формирование концепции экономического развития в рамках экологических ограничений оказал доклад Международной комиссии по охране окружающей среда и развитию (МКОСР) "Наше общее будущее" (1987 г.), выполненный по заданию ООН под председательством Г.Х. Брундланд, целью которого являлась разработка глобальной программы изменений в мировом развитии. Логичное продолжение результаты выполненных исследований получили в документах конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), [40,41] в частности, в программе "Повестка дня на XXI век", которая была принята представителями 179 государств.
В России начало организационной деятельности по охране природы относился к началу XX в. Именно тогда появились первые общественные организации, такие как "Российское общество покровителей животных", общество "Охранитель природы". Большую роль в организации движения за охрану природы в дореволюционной России играло Русское географическое общество, при котором в 1912 году была создана постоянная природоохранная комиссия. Кавказское отделение этого общества организовало комиссию по охране памятников природы. В 1913 году русские ученые приняли участие в Первой конференции по международной охране природы, состоявшейся в Берне.
Следующий этап в деле охраны природы бывшего СССР был связан с действием административно-командной системы. Для централизованно управляемой хозяйственной системы были характерны экстенсивный способ производства, повышенная ресурсо-и энергоемкость продукции, рост массы отходов, снижение качества продукции, рост аварийности и в конечном итоге - увеличение нарушений окружающей среда [42,26,34,43,19]. Общество было полностью отстранено от информации,
19
которая освещала отрицательные стороны тех или иных проектов или последствий их реализации, что приводило к безответственности и нарушению природоохранного законодательства.
Нельзя сказать, что централизованно управляемая система не занималась проблемами окружающей среды: имело место планирование природоохранной деятельности на всех уровнях управления, начиная с середины 70-х годов, выделялись заметные ассигнования на охрану окружающей среды, активизировалась законотворческая деятельность. Однако, неэффективная с экономической точки зрения, система оказалась неэффективной и в области оздоровления окружающей среды. Планы природоохранной деятельности не выполнялись, отсутствовала координация действий по их реализации, усиливалось преступное отношение к природе, прежде всего, со стороны министерств и ведомств, предприятий и организаций - основных загрязнителей и разрушителей природной среды. В конечном счете по показателю затрат ресурсов и массы загрязнителей на единицу валового национального продукта Россия превысила все развитые страны, а потери за счет нарушения окружающей среды по оценкам специалистов составляли в бывшем СССР от 15 до 20% валового национального продукта ежегодно [42,17].
В результате перестройки в организации охраны природы в 1988 году в рамках бывшего СССР был создан Государственный комитет охраны природы и аналогичные республиканские комитеты. Комитеты в данном случае рассматривались как единые центры координации природоохранной деятельности. Однако, отсутствие должной отдачи от сформированной управленческой структуры привело к новой перестройке управления, проявлением которой явилось упразднение в 1991 г. Российского комитета по охране природы и организация Министерства экологии и природных ресурсов. В составе последнего был создан природно-ресурсный блок, сформированный на базе шести реорганизованных министерств и
20
- Київ+380960830922