Ви є тут

Проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства)

Автор: 
Енькова Екатерина Евгеньевна
Тип роботи: 
Дис. канд. юрид. наук
Рік: 
1999
Артикул:
1000251486
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение 5
Глава I. Общие положения 14
1.1 История становления и развития института несостоятельности (банкротства) в России 14
1.1.1 Нормы о несостоятельности в правовых актах Древней Руси и России периода становления абсолютизма 14
1.1.2 Возникновение и развитие специализированного законодательства о банкротстве 17
1.1.3 Конкурсное право России на рубеже
Х1Х-ХХ веков 19
1.1.4 Правовое регулирование несостоятельности после 1917 г. 30
1.1.5 Институт несостоятельности (банкротства)
на современном этапе 33
1.2. Понятие несостоятельности (банкротства) 37
1.2.1 Соотношение понятия «несостоятельность»
со смежными понятиями 37
1.2.2 Понятия и признаки несостоятельности 41
1.2.3 Проблемы формирования оснований для возбуждения арбитражным судом дела
о банкротстве 53
1.2.4 Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей 59
Глава II. Субъекты процесса банкротства 67
2.1.1 Статус должника 68
2.1.1 Понятия, виды 68
2.1.2 Право и обязанность обратиться в суд 73
2.2 Кредиторы и их органы 77
2.2.1 Категории кредиторов. Кредиторы по де-
нежным обязательствам. Налоговые и иные упол-
номоченные органы. 77
2.2.2 Собрание и комитет кредиторов 91
2.3 Арбитражные управляющие 95
2.3.1 Общая характеристика арбитражного управляющего 95
2.3.2 Виды арбитражных управляющих, их компетенция и ответственность 106
2.3.3 Порядок назначения управляющих 118 Глава III. Проблемы построения и содержания
процедур банкротства 122
3.1 Наблюдение 123
3.1.1 Введение процедуры наблюдения.
Последствия данного решения 123
3.1.2 Анализ финансового состояния должника 130
3.1.3 Первое собрание кредиторов, его
компетенция 131
3.1.4 Окончание процедуры наблюдения 134
3.2 Внешнее управление 137
3.2.1 Порядок и последствия назначения внешнего управления. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов 137
3.2.2 План проведения внешнего управления.
Полномочия собрания (комитета) кредиторов в
рамках внешнего управления 144
3.2.3 Меры по восстановлению платежеспособности должника. Продажа предприятия (бизнеса) должника 147
3.2.4 Подведение итогов внешнего управления.
Расчеты с кредиторами 155
20
можно, что долги его неоплатны». Вопрос о том, пришел ли должник в положение торговой несостоятельности решался по усмотрению суда после анализа торговых сделок, приведших к расстройству дел. Субъектами этого вида несостоятельности могли быть лица, «взявшие торговые или промысловые свидетельства».
Российское законодательство, также как и западное, рассматривало открытие конкурсного производства как крайнюю меру, применяемую к должнику. Поэтому оно предусматривало ряд мер, направленных на предотвращение конкурсного производства. Конкретно, оно допускало добровольное соглашение кредиторов с должником о рассрочке платежей, при условии предоставления права нескольким кредиторам принять участие в управлении делами должника. Такое соглашение могло быть заключено не только о рассрочке, но и об уменьшении долгов. Мировое соглашение могло быть заключено как со всеми кредиторами, так и с частью их.
Наряду с мировым соглашением применялся институт так называемой «администрации по торговым делам». Цель названной процедуры заключалась в «восстановлении дел должника», в приведении торгового предприятия в такое положение, которое давало бы возможность полностью удовлетворить кредиторов и обеспечить дальнейшую деятельность предприятия. Такая мера могла быть установлена по воле большинства кредиторов, которой обязаны были подчиниться должник и оставшиеся в меньшинстве кредиторы. В осуществлении названной процедуры предусматривалось обязательное участие суда и биржевого комитета. После введения данной процедуры делами должника начинали управлять избранные кредиторами администраторы.
Согласно российскому законодательству применение этой меры допускалось только по коммерческим и торговым предприятиям. Причем административное управление могло быть установлено, как сказано в законе, «только в отношении обширных предприятий, банкротство которых могло бы повредить торговому обороту». Обязательное требование предъявлялось к месту установления «администрации по торговым делам». Оно заключалось в
21
том, что применение ее допускалось только в столицах и городах, где существуют биржи». Последнее требование, которое предъявлял закон к применению этой меры, состояло в том, что дефицит имущества должника не мог превышать 50 % суммы его долгов.
Ходатайство об учреждении администрации могли подавать только кредиторы либо по собственной инициативе, либо по просьбе должника. Ходатайство должно исходить от «большинства наличных кредиторов по количеству долгов». Ходатайство подавалось непосредственно в биржевой комитет. Комитет избирал «из почетнейших торгующих на бирже купцов 6 человек, в числе которых не должно быть ни одного кредитора должника». Созданная таким путем комиссия решала вопрос о том, следует ли по делам должника учредить администрацию или он должен быть объявлен несостоятельным. Свое решение комиссия объявляла биржевому комитету, а последний «сообщал» его суду. Следовательно, суд не имел права на утверждение или отклонение решения комиссии. Он наделялся лишь правом проверки соблюдения всех условий, которым по закону должно соответствовать объявление администрации или, выражаясь современным языком, управление торговым предприятием. Учреждение администрации влекло за собой последствия как для должника, так и для кредиторов. Должник лишался права управления своим имуществом, а кредиторы приобретали «полные права хозяина» на все имущество должника. Однако кредиторы лишались права удовлетворения своих требований, как только из «административной массы» имущества должника.
Российское законодательство определяло и круг лиц, которые могли быть объявлены несостоятельными. Прежде всего лица, неспособные по закону быть купцами, не могли быть объявлены несостоятельными. В то же время допускалась возможность объявления несостоятельными малолетних, состоящих под опекой. Это мотивировалось тем, что по закону опекуны были обязаны не только сохранять имущество малолетних, но и «приводить его в лучшее положение», они вправе не только увеличивать размеры предпри-