Ви є тут

Возрастные особенности морфологии некоторых симпатических ганглиев и нервов собаки

Автор: 
Хохлова Светлана Николаевна
Тип роботи: 
дис. канд. биол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
171610
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Общая характеристика работы........................................3
1.1 Актуальность работы............................................3
1.2 Цель и задачи исследования.....................................4
1.3 Научная новизна работы.........................................4
1.4 Теоретическая и практическая значимость работы.................5
1.5 Реализация результатов исследования............................6
1.6 Структура и объем работы.......................................6
2. Обзор литературы...................................................7
2.1 Возрастные изменения морфологии симпатических ганглиев животных и человека......................................................7
2.2 Возрастные изменения морфологии симпатического грудного ствола и большого внутренностного нерва животных и человека.............27
3. Собственные исследования..........................................36
3.1 Материал и методики исследования..............................36
3.2 Результаты собственных исследований...........................48
3.2.1 Возрастные особенности морфологии нейроцитов чревного, шейно-грудного и краниального шейного ганглиев собаки...................48
3.2.2 Возрастные особенности миелоархитектоники симпатического грудного ствола и большого внутренностного нерва собаки.................77
4. Обсуждение результатов собственных исследований..................102
Выводы..............................................................113
Практические рекомендации...........................................114
Список литературы...................................................115
Приложения..........................................................142
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
1.1 Актуальность работы. По современным представлениям вегетативная нервная система (ВНС) рассматривается как комплекс центральных и периферических клеточных структур, регулирующих необходимый для адекватной реакции всех систем функциональный уровень внутренней жизни организма (А.Д. Ноздрачев, 2000).
Регулирующая деятельность ВНС осуществляется двумя ее отделами: симпатическим и парасимпатическим. Особый интерес представляет изучение симпатической части, через которую нервная система осуществляет связь со всеми жизненно важными органами, расположенными в шейногрудной и брюшной областях.
Для осуществления лечебно-профилактической работы в условиях промышленного животноводства и разработки новых методов и средств терапии необходимы точные данные о закономерностях развития, строения и топографии симпатических ганглиев и нервов разных видов и пород животных в постнатальном онтогенезе.
Изучением структурной организации симпатических ганглиев занимались: Ю.Х. Миндубаев (1964); З.И. Приказчикова (1970); Г.И. Яшина (1972); П.И. Лобко (1976); A.A. Степочкин (1986); В.В. Малашко (1987); М.А. Соколова (1987); С.М. Шакирова (2001); Г.Р. Закиева (2003); Д.М. Шакирова (2003) (чревный ганглий); H.A. Онипко (1968); B.C. Шевелева (1977); В.Н. Ярыгин (1979); H.H. Чучкова (1985); О.Н. Хрущова (1987); В.В. Глинкина (1995); A.B. Смирнов (2000); М.М. Фатеев (2004); (шейно-грудной ганглий); В.М. Скорицкая (1974); Л.М. Коваль (1975); В.П. Бабминдра (1980); Л.И. Арчакова (1993); В.К. Стрижиков (1995); А.Л. Цицуева (1996); (краниальный шейный ганглий) и др.
Несмотря на многочисленные исследования в данном направлении возрастные особенности морфологии симпатических ганглиев в различные
14
том, что содержание катехоломинов в КШГ крыс достигает уровня, характерного для взрослых животных, к 1-месячному возрасту. Davies (1979), на основании оценки интенсивности флуоресценции цитоплазмы нейронов и активности тирозин-гидроксилазы, делает заключение, что уровень содержания норадреналина, характерный для зрелых животных, в данном ганглии достигается к концу 3-й недели жизни. Анализ динамики активности тирозин-гидроксилазы в КШГ мышей выявил, что этот показатель возрастает в 2...3 раза в первые 3 дня после рождения, стабилизируется к концу недели, а между 8-ми и 13-ми сутками в результате 8.. Л 0-кратного подъема достигает уровня взрослых значений (Hendry, Iversen, 1971).
В литературе имеются данные, что в течение первого месяца жизни численность нейронов в КШГ крыс сокращается в среднем на одну треть (L.L. Wright, 1983). В работе Beaston-Wimmer and Smolen (1991) указывается, что степень выживаемости нейроцитов в ганглии зависит от пола животного: количество клеток уменьшается у самцов и самок на 18 и 42% соответственно. По мнению авторов процесс гибели клеток ограничивается первыми двумя неделями жизни, достигая пика на 5-й постнатальный день. Вместе с тем, описан факт пролиферации нервных элементов КШГ крыс в первые трое суток после рождения, хотя доля делящихся клеток не превышала 0,5 % (Hendry, 1977).
По данным В.Н Калюнова (1986) пластичность популяции нейроцитов КШГ выражается, в частности, в уменьшении количества нервных клеток в раннем постнатальном периоде. Естественная их элиминация - проявление общего процесса клеточной гибели, присущего всем тканям организма.
Увеличение либо уменьшение количества синапсов в раннем постнатальном периоде, вероятно, также определяется необходимостью соответствия размеров центра и обслуживаемого им поля (В.Н. Калюнов, 1986). К моменту рождения в КШГ крыс насчитывается от 10 до 50% синапсов по сравнению с периодом зрелости, а процесс их образования завершается в основном к концу 1-го месяца жизни (Smolen, Beaston-Wimmer, 1986, 1989).
Параллельно наблюдается утрата части ранее возникших синаптических контактов в ганглии (Lichtman, Purves, 1980; Lieston et al., 1993). Показано, что в КШГ крысят имеет место уменьшение числа синапсов на 20 % к 10-суточному возрасту (Schaefer et al., 1979).
H.A. Козлов (1988) отмечает, что в микроструктуре КШГ новорожденных телят намечаются морфологические признаки узла взрослого животного. Соединительно-тканными прослойками ганглий разделен на дольки, в которых располагаются нейроны. Размеры и форма перикарионов различны, но преобладают клетки овальной формы с диаметром 22...25 мкм; в одном поле зрения при увеличении в 200 раз насчитывали 25...30 клеток. Глиальные клетки многочисленны, густо расположены между нейронами. В ганглии животных старших возрастов вследствие развития элементов стромы и нервных волокон увеличивается число крупных перикарионов размером более 35 мкм, снижается плотность расположения перикарионов - в одном поле зрения при увеличении в 200 раз насчитывали 15... 18 клеток. На основе комплекса структурных и ультраструктурных признаков в ганглиях животных всех возрастов автором (1988) выявлены клетки двух крайних разновидностей. Клетки одной разновидности имеют небольшой размер перикариона, диффузную базофилию цитоплазмы и темное ядро. В связи с перечисленными признаками они были названы гиперхромными. Клетки другой разновидности имели значительно больший объем цитоплазмы, светлое, резко отделенное от нейроплазмы ядро с одним или двумя ядрышками. Для цитоплазмы этих клеток характерна мелкая базофильная зернистость, равномерно рассредоточенная или более сосредоточенная на периферии цитоплазмы. У животных всех возрастов в прикапсульной зоне периферических долек закономерно обнаруживали вытянутые параллельно поверхности гиперхромные клетки.
В настоящее время считается, что механизм программирования клеточной гибели включается в момент установления контакта нейрона с его мишенью; одновременно возникает критическая зависимость выживания