2
Оглавление
Введение.................................................................. 3
Глава I. Ранний период творчества В.М. Ермолаевой (1913 - 1918)......... 27
Глава II. Витебск (1919- 1922)........................................... 68
<«
л
V
Глава III. Книжная и журнальная графика (1918 - 1934)................... 123
Глава IV. Ленинград (1923 - 1930): Декора тивный институт,
Гинхук, Государственный институт истории искусств.........* .170
Глава V. Поздний период творчества В.М. Ермолаевой (1926— 1934):
У.1. Традиции французской живописи (импрессионизм, сезаннизм,
кубизм)....................................................... 215
\.2. Постсупрематизм.................................................... 226
V. 3. Живописно-пластический реализм.................................... 250
V
Заключение............................................................. 290
Списки использованных архивных материалов и литературы............. 313
Принятые сокращения..................................................... 338
Приложение 1. Каталог произведений В.М. Ермолаевой...................... 347
Приложение 2. /Документы и комментарии.................................. 465
Приложение 3. Книги, иллюстрированные В.М. Ермолаевой................... 594
Приложение 4. Иллюстрации В.М. Ермолаевой в периодических
изданиях................................................. 596
Приложение 5. Опубликованные тексты В.М. Ермолаевой..................... 599
Приложение 6. Основные выставки с участием произведений
В.М. Ермолаевой.......................................... 599
Список иллюстраций...................................................... 602
Иллюстрации............................................................. 607
ВВЕДЕНИЕ
Русский авангард давно перестал быть terra incognita в искусстве XX века.
В его историю вписан основной ряд событий, определен круг авторов,
которыми оперируют исследователи. Среди них Вера Михайловна Ермолаева —
замечательная русская художница, которая по яркости и уникальности своего
таланта может быть поставлена в один ряд с такими выдающимися мастерами #
русского искусства, как М.В. Ларионов, К.С. Малевич, П.Н. Филонов, В.Е. Татлин, М.В. Матюшин, П.И. Мансуров и другими. Известный искусствовед Е.Ф. Ковтун, открывший это имя, назвал ее «звездой первой величины на небосклоне искусств». 1 В научной литературе Ермолаева упоминается наиболее часто рядом с К.С. Малевичем,2 иногда -- Д.И. Хармсом,2 реже -М.В. Ле Дантю и И.В. Зданевичем.4 Однако творчество художницы исследовано недостаточно.
Учитывая характер рассматриваемой темы, можно определить несколько направлений в вопросе изучения творчества Ермолаевой. Первая, наиболее многочисленная группа, — работы, посвященные русскому авангарду, в которых имя Ермолаевой лишь упоминается, по большей части в связи с Малевичем и Витебской школой. В этой категории первоначально преобладали
1 Ковтун Е.Ф. Вера Михайловна Ермолаева // Творчество. 1989. № 6. С. 24 (далее -Творчество, 89).
2 Д. Сарабьянов, А. Шатских. Казимир Малевич. Живопись. М., 1993; A.C. Шатских. Казимир Малевич. Черный квадрат / Сост., нет. ст., коммент. A.C. Шатских. СПб, 2001. За последний период коллектив авторов подготовил фундаментальный труд о жизни и творчестве Малевича, в состав которого вошел ряд материалов о Ермолаевой. (Малевич о себе. Современники о Малевиче. В 2х томах / Авт.-сост. И.А. Вакар. Т.Н. Михисико, М., 2004 (device - Малевич о cede)).
3 Ж.-Ф. Жаккар. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб., 1995 (далее - Жаккар) (Впервые: Daniil Harms et la fin de Pavant-garde russe. Bern, 1991); Даниил Хармс. Записные книжки. Дневник. В 2-х томах / Подготовка текста Ж.-Ф. Жаккара и В.Н. Сажина. Вст. ст., примеч. В.Н. Сажина. СПб, 2002 (далее -Хармс. Записные книжки).
4 Русский литературный авангард. Сборник статей / Под. ред. М. Марцадури, И. Рицци. М. Евзлина. Trento. 1995 (далее - Марцадури)’, Бернштейн Д. Один рисунок из альбома Л. Жевержеева // Терентьевский сборник, 1996. С. 35 - 52 (далее - Бернштейн)', Гурьянова Н. Бескровное убийство // Искусство. 1989. № 1. С. 54 - 56 (далее - Гурьянова).
60
будущему учреждению было положено 22 декабря 1918 г. на Первом заседании рабочей коллегии под председательством В.Р. Менжинской. Еще до революции существовал небольшой частный музей «Старого Петербурга», организованный обществом архитекторов-художников во главе с архитектором Л.А. Ильиным. Прерогативой нового музея стали не только самые разнообразные вопросы
к
истории, но и современной жизни Петрофада (принципы градостроительства, промышленность, социальная структура, культура, охрана памятников и т.д.). Музей состоял из 13 отделов, среди которых особо выделялись три сектора, связанные с вопросами современного искусства: архитектурно-строительный (Л.А. Ильин, театрально-зрелищный (им руководил Л.И. Жевержеев) и, уже упоминавшийся, — «Искусство в жизни города». Были приглашены к сотрудничеству такие видные историки и знатоки, как Л.А. Ильин, В.Я. Курбатов, Л.И. Жевержеев. Музей предполагалось разместить в двух бывших дворцах - Аничковом, куда в декабре 1918 г. были переданы фонды «Старого Петербурга», и Великого Князя Сергея Владимировича.74
В музее Ермолаева развила в активную деятельность по спасению, собиранию и даже первичной научной систематизации городских вывесок, ставших ненужным в начале XX века и постепенно вытесняемых с улиц электрической рекламой. 10 октября 1918 г. на заседании Рабочей комиссйи Музея города она сделала доклад о живописных вывесках и необходимости спасти их от гибели.75 в помощь себе Ермолаева пригласила своих близких приятельниц - художниц Нину Коган^б и Надежду Любавину. В начале 1919 г.
------------------------------------------------------------------------ I
74 Музей города // Искусство коммуны. СПб, 1918. № 3. 22 декабря. Л. 3.
75 Ермолаева также читала доклады по истории нового искусства при организации охраны памятников искусства и старины в Петрограде. (ГАВО.Ф. 837. Оп. 1. Д. 58. Л. 126).
76 Нина Иосифовна (Осиповна) Коган (1889 - 1942) - живописец, график, художник книги. Училась в Петербурге в школе Поощрения художеств (1905 - 1908), у Я.Ф. Ционглинского (1908 - 1911), в МУЖВЗ (1911 - 1913). В 1918 г. работала в Музее города. В 1919 г. назначена ИЗО НКП преподавателем в ВНХУ (пропедевтический курс). Члрн Уновиса, автор Супрематического балета (1920). В 1922 - 1923 гг. являлась консультантом в московском МЖК. С 1926 г. работала в Ленинграде над оформлением выставок4в Выборгском ДК и Музее революции, иллюстрировала детские книги для Детгиза. В 1935 г. была арестована по делу группы пластического реализма, освобождена. Умерла в блокадном Ленинграде.
60
61
газета «Искусство коммуны» писала: «При отделе «Искусство в жизни города» организован по инициативе художницы В.М. Ермолаевой подотдел вывесок. Задачей подотдела является собирание вывесок, представляющих интерес, как образцы народного художественного творчества. Части вывесок наиболее ценные в художественном отношении - скупаются и перевозятся в музей, с остальных делаются зарисовки и фотоснимки. Весь материал будет распределен по определенной системе и даст яркую картину развития этой важной отрасли прикладного искусства, на которую до сих пор никем не было обращено никакого внимания. Может быть, именно вывески, благодаря своей общедоступности, играют большую роль в эстетической жизни города» (см. док. 19). За небольшой срок было собрано около 100 вывесок и несколько десятков фотографий с них, которые составили уникальную коллекций) Музея города.
Увлечение Ермолаевой городской вывеской, этим особым редким видом городского примитива, поглощаемого надвигающимся урбанизмом, было близко художникам «Союза молодежи». Как и другие образцы примитивной и народной культуры, вывеска привлекала «левых» художников своей непосредственностью, «неправильностью», условностью, которые талантливо сочетались с лаконизмом, целостностью и красочностью. «Мастера вывесок дали нам возможность войти в Кубизм, они нас сдвинули с академической
к
точки зрения», — вспоминал позднее Малевич.77 В 1919 г. в газете «Искусство коммуны» появилась статья Ермолаевой о петербургских вывесках. Написанная, что называется, «на одном дыхании» и «с широко открытыми глазами», пронизанная искренним восхищением и профессиональным уважением к этому «низшему» виду искусства, она по своему характеру,.и интонации близка публикации Ларионова об искусстве лубка.78 «Хорошая вывеска нарядна, показательна, прочна. Она ценится лавочником и
77 Из письма H.H. Лунину от 29 декабря 1930 г. Цит. по: Малевич о себе. Т.1. С. 219.
61
- Київ+380960830922