ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
3-15
Глава I. Трагическое как общественное и художественное явление
1 Л.Сущность понятия «трагического» как одной из
1.3. «Катарсис» - его художественно - эстетическая сущность...45-50
1.4. Трагическое в искусстве и в жизни: общее и особенное 50-62 Глава II. Проявление особенностей трагического и героического начала в произведениях алтайских художников второй половины XX - начала XXI вв.
2.1. «Трагическое» в искусстве социалистического реализма второй половины XX века и его отношение к эстетике постмодернизма............................................63-69
2.2. Трагические и героические мотивы в живописи Алтая второй половины XX в.............................................69-88
2.3. Героика и драматизм в алтайской графике и скульптуре второй
половины XX в............................................88-101
Заключение.............................................102-110
Список принятых сокращений..............................111-112
Список литературы и источников.........................113-124
Список иллюстраций......................................125-126
Иллюстрации............................................127-128
Приложение.............................................129-150
основных категорий эстетики ..............
1.2. Взаимосвязь эстетических категорий
16-27
27-44
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования состоит в необходимости научно обоснованного анализа проблемы развития трагических мотивов в жанровом разнообразии истории искусства Алтая второй половины XX - начале XXI. Трагическое в жизни связано с войнами, социальными потрясениями, с природными катаклизмами, с личными переживаниями человека и т.п. Двадцатый век, как и начало двадцать первого века, наполнен драматическими событиями, которые зачастую воспринимаются как трагические. Трагическое в жизни - пружина развития искусства. Искусство не только осмысляет трагическое, но и помогает человеку пережить его. Реальная практика искусства XX века побуждает к теоретическому осмыслению проявления в ней феномена трагического. Актуализирует заявленную тему многообразие, неоднозначность современного художественного процесса, новое понимание понятия художественности произведения. Очевидно, что нельзя оценить современное изобразительное искусство, не осмыслив особенности искусства прошлого. Искусство прошлого развивалось, а искусство современности развивается в условиях развертывания таких глобальных трагических событий, как войны. В настоящее время идёт переосмысление ценностей и событий Великой Отечественной войны. Тема войны, народной трагедии в изобразительном искусстве на Алтае звучит в самых неожиданных аспектах. По заявленной теме отсутствуют специальные научные исследования, что также актуализирует тему. В основных жанрах, которые имеют место в изобразительном искусстве на Алтае, прослеживаются различные направления и тенденции, связанные с различными темами и мотивами, в том числе
3
текстом, ярко, выразительно, решенная на высоком профессиональном уровне.
Наиболее полно трагическая тема в алтайской живописи выражена в жанре сюжетно-тематической картины, что, очевидно связано с тенденцией подмены ею русской исторической картины, накопившей глубокие традиции. В работах алтайских живописцев, скульпторов и графиков нашли отражение глобальные трагические события XX в. из истории России (1917 год, коллективизация, индустриализация, Великая Отечественная война и т.д.). На творчество алтайских художников большое влияние оказывали творческие мастерские ведущих советских художников
А.Гсрасимова, Е.Моисеенко, А.Мылышкова, Н.Томского и многих других, то есть для искусства Алтая была характерна преемственность. Трагические мотивы для произведений художники Алтая черпали в истории края, в истории его обновления, что придает этим произведениям уникальность.
Анализ искусства Алтая второй половины XX в. не подтверждает миф о том, что трагическое содержание не свойственно советскому искусству. Трагизм, вытекающий отсюда героизм, драматизм наполняют произведения алтайских живописцев, графиков и скульпторов.
чная новизна данной работы заключается:
1. Впервые исследуется развитие трагической темы в наследии алтайских художников второй половины XX - начала XXI века.
2. Даётся научно-теоретическое обоснование проблемы развития трагического аспекта в жанрах изобразительного искусства Алтая.
3. Исследована и осуществлена классификация произведений изобразительного искусства алтайских художников второй половины XX - начала XXI века по темам, видам и жанрам.
Практическая и теоретическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы в дальнейших теоретических изысканиях и исследованиях истории изобразительного искусства Алтая и Сибири, в подготовке учебных пособий, разработке и чтении учебных курсов дисциплин федерального и национально-регионального компонентов образовательных программ гуманитарных наук.
Апробация исследования. Результаты исследования были представлены в докладах и сообщениях на методологическом семинаре Института Архитектуры и Дизайна (Барнаул, 2006), научно - практической конференции «Формирование художественной культуры личности в пространстве университетского образования как условие успешного развития современного общества» (Барнаул,2006), на межрегиональной конференции «Модернизация гуманитарного знания в сфере искусства» (Барнаул, 2006 г.). Материалы исследования обсуждались на заседании кафедры истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета.
Структура работы разработана в соответствии с поставленной целью и основными задачами, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. Основной текст диссертации - страниц, общий объём - страниц.
15
- Київ+380960830922