2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.........................................................3
Историография...................................................3
Обоснование темы.................................................36
Произведения и источники для изучения чувашского
народного праздника............................................. 38
ГЛАВА I. Природно-климатические и культурно-исторические условия развития чувашского народного искусства......................... 44
ГЛАВА II. Особенности мировосприятия как основа организации ансамбля в чувашской народной культуре..................................... 69
ГЛАВА III. Формы художественного моделирования с использованием предметов декоративно-прикладного искусства в чувашском народном празднике.......................................................104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................... 161
ПРИМЕЧАНИЯ..................................................... 176
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................. 216
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Список иллюстраций
2. Альбом иллюстраций
3
ВВЕДЕНИЕ
Праздник зародился в глубокой древности. По точному определению М. М. Бахтина, он является “первичной формой культуры’’1, поскольку праздник - это особое явление, в котором сконцентрировано отношение человека к мирозданию, постигается “сущность бытия, времени, пространства, коллективности <...> как неких ценностей”2. Благодаря этому праздник представляет собой некую модель мира, которая несет в себе большой объем информации о народной культуре и обладает специфическими свойствами. Его необходимыми условиями являются “свободное время” и специально организованное пространство. Для праздничного действа характерна свобода от любых запретов, “снятие противоречий реальной жизни путем сдвига и переворачивания всех обычных установлений, путем отмены даже строжайших табу”3. Поскольку праздник появляется на раннем этапе развития культуры, отдельные виды искусства зарождались в его рамках. По этой причине праздник изначально характеризуется как синкретичное действо, которое объединяет танец, музыку, пение и драматическую игру. При этом важно учитывать, что в празднике как ансамбле народного искусства участвуют и самые разнообразные произведения народного творчества.
История изучения чувашского народного праздника тесно связана с историей изучения чувашского народного искусства и историей чувашского народа в целом. О древнейших судьбах чувашского народа не имеется на данный момент никаких письменных документов. Только в Х-ХН вв. в письменных источниках, принадлежащих восточным авторам (писателям и путешественникам), появляются первые упоминания о Волжской Булгарии, прародине современных чувашей. Достаточно большое количество трудов восточных путешественников и писателей в данный период можно объяснить тем, что булгары славились налаженными торговыми отношениями с
22
творчества, в основном сопровождающие обрядовые действа: исторические песни, круговые, игровые, свадебные, детские, обыденные, причитания62.
Примерно с конца XIX века начинается и собственно изучение чувашского поэтического творчества с точки зрения истолкования его смысла и художественной ценности. В исследованиях Н. И. Ашмарина народная поэзия осознается как ценный материал, способный раскрыть мир этнопсихологии и мировоззрения чувашского народа, в силу того, что “чувашенин весь является в своей песне”63. Исследователь отмечает тесную связь исторической жизни народа с характером народной песни: “В чувашских песнях нет той широты, которая присуща русскому народному творчеству. Они заключаются в довольно тесный круг местных условий. Эта особенность чувашской песни объясняется незначительностью исторической жизни, условиями народного существования”64. В поэтическом творчестве отпечатываются и географические условия местности. У чувашей, как жителей леса, фольклорные памятники изобилуют описаниями природы, сравнениями с природными явлениями. В народной поэзии находит отражение и повседневная жизнь народа, поскольку она “стоит близко к самой жизни и каждое интересующее их (чувашей - Т.С.) явление находит в ней свой отголосок”65.
Большое внимание уделяется на данном этапе и народной музыке. Специалисты дают отчет в том, что “музыка может много пояснить, что не доказывается словами”66. В 1870 году впервые были опубликованы нотные записи трех народных напевов и одного скрипичного наигрыша в записи И. Гусева67. Так, было положено начало чувашской музыкальной фольклористики.
Первой же попыткой музыковедческого осмысления собранного материала стала работа В. А. Мошкова' , который, будучи военным человеком, имел возможность записывать народные песни в среде нижних чинов в войсках Варшавского военного округа. Он отмечает, что чуваши из
23
всех опрошенных им представителей нерусских национальностей (татар, черемис, мордвы, вотяков) являются “самым музыкальным и любящим музыку народом”69. На основе анализа семидесяти семи народных мелодий, записанных и приведенных в работе, автор дает краткую характеристику приемов сольного, хорового и инструментального исполнения музыкальных произведений чувашами, пытается вывести краткую типологию чувашских напевов (по темпу, содержанию, количеству исполнителей и т. д.). Автор делает важный вывод о пентатонике как типе музыкальной системы чувашской песни. Но “Материалы...” имеют и небольшой недостаток -запись чувашских текстов со слуха при незнании автором чувашского языка. Сознавая это, сам В.А. Мошков отмечает: “смотрю на свой труд только как на почин в деле изучения этой музыки, за которым желательно было бы видеть в печати ряд новых исследований того же предмета, - более обстоятельных, чем мое, а главное - проведенных людьми более компетентными в знании чувашской жизни, чувашского языка и вообще чувашского народа”70.
Собирание фактического материала происходит и в области религиозных обрядов и праздников. В работах В. П. Вишневского,
Н. И. Ашмарина, Н. В. Никольского, С. М. Михайлова, Н. М. Охотникова,
А. В. Рекеева часто встречаются описания некоторых религиозных традиций
ПI
и праздников , но наиболее полным сборником чувашских обрядов является сочинение В. К. Магницкого 2. Труд содержит довольно подробные описания совершения каждого обряда и моления, последовательность действий и тексты молитв, заклинаний и приговоров.
Впервые исследователи, в частности, Г. И. Комиссаров, Н. И. Юркин, обращают внимание и на чувашские народные танцы, поскольку они “так же, как и песни, могут служить живым этнографическим материалом”73.
На данном этапе также ведется и формирование коллекций предметов быта чувашского народа. Этнографы понимают, что ввиду быстрого
- Київ+380960830922