Ви є тут

Верхнеокская песенная традиция Тульского региона как этномузыкальная система

Автор: 
Гайсина Юлия Владимировна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
250
Артикул:
172542
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ.
Введение. 3
Глава I. Жанровая система верхнеокской несенной традиции тульского региона 11
1.1 Структура календарно-годового круга 11
1.2 Музыкальный компонент календарных обрядов и праздников 17
1.3 Музыкальный компонент и структура свадебного обряда 36
1.4 Система несенных жанров в её соотношении с календарно-годовым
кругом 44
Глава II. Система ритмических форм напевов 53
2.1 Системообразующие явления ритмики 56
2.2 Напевы с цезурированными ритмическими периодами
(типологические группы 1-9) 61
2.3 Напевы с сегментированными ритмическими периодами
(типологические 1руппы 10-11) 81
2.4 Напевы сгонной ритмики (типологические группы 12- 13) 87
2.5 Системные связи и переходные явления музыкального ритма 91
Глава Ш.Звуковысотная организация напевов.
3.1 Системообразующие явления звуковысотной организации напевов 101
3.2 Основные тенденции ладовой организации 109
3.3 Языковые единицы и их синтаксис 113
3.4 Инвариантные синтаксические модели 119
3.4.1 Инвариантные модели с трихордовой основой малотерцо-
вого ладового наклонения (типологические группы 1-6) 120
3.4.2 Инвариантные модели, основанные на большетерцовой
ангемитонике и большетерцовой олиготонике (типологические группы 7- 9) 134
3.4.3 Инвариантные диатонические модели
(типологические группы 10 - 11) 138
3.5 Явления периферии традиции 145
Заключение. 151
Список литературы. 155
Приложение 1. Нотные примеры. 176
Приложение 2. Этнографический очерк. 204
Приложение 3. Список экспедиционных материалов. 249
2
ВВЕДЕНИЕ
Изучение региональных традиций русской народной песни является одним из ведущих направлений современного отечественного этномузыкознания. Региональные системы изучаются в разных ракурсах: с позиций отдельных жанров, обрядовых комплексов, в географическом аспекте, и пр. При этом понимание того, что такое собственно традиция, какова её природа, по сей день остаётся не вполне ясным и требует детальной проработки. Механизмы, объединяющие культурные явления в то, что принято называть традицией, процессы, выстраивающие указанные явления в единую гармоничную систему мышления и обеспечивающие стабильное и длительное её функционирование в условиях изменяющейся культурной среды, являются «краеугольным камнем» целой области современных гуманитарных исследований.
Проблема понимания песенной традиции как целостного феномена особенно актуальна для культур, имеющих промежуточное, срединное положение по отношению к крупным регионам (западному, северному', южному), выделяемым в системе восточнославянских музыкальных диалектов. Принципы сосуществования в песенной системе разностилевых музыкальных явлений, параметры устойчивости и сохранения традиции - вопросы, заслуживающие самого тщательного исследования. В этом плане показательна музыкальная культура верхнеокских сёл, расположенных в средней полосе России на этнической славянской территории. Одной из традиций, локализованной в пределах административных границ Тульской области, посвящена настоящая работа.
Несмотря на то, что традиционная культура сёл, расположенных в бассейне верхней Оки, вызывает длительный интерес специалистов различных направлений гуманитарного знания, местные музыкально-этнографические явления никогда не выступали объектом комплексного исследования. До настоящего времени не было даже собрано достаточное количество музыкально-этнографических материалов, которое позволило бы составить о них какое-либо представление. Песенному фольклору исследуемого региона не было посвяще-
певками троицкого кумлсния и святочными загадками (ср. Примеры 2, 4, 7, 11). При этом, как и в веснянках, здесь присутствуют напевы, основанные на малотерцовой ангемитонике (и с трихордовой основой, и с расширенным до квинты звукорядом). Записаны в данной жанровой группе и образцы песен, выдержанные в стилистике частушек, исполняющихся под инструментальное сопровождение.
Две первые разновидности припевок могли исполняться в манере мелоречи-тации - причем смена манеры исполнения с песенной на речитативную возможна в рамках одного песенного образца. Данным жанровым разновидностям свойственна опора на восьмивременные двоичные МРЕ и фразовое строение напева (КЕ=а), при опоре на гармоническую схему наигрыша - КЕ-аЬ (аналогично веснянкам, см. выше). Обе разновидности, несмотря на различное поэтическое содержание, могли называться колядками, вторая разновидность (как и церковные жанры, исполнявшиеся в аналогичных условиях) иногда называлась христослав.
Третья разновидность обрядовых песен зимнего обхода дворов была записана в конце 70-х годов в северо-восточной части исследуемого региона и в настоящее время не фиксируется, в архивных материалах подобных записей очень мало. Напевам данной жанровой разновидности свойственны восьмивременые двоичные МРЕ, координирующиеся со слоговыми группами, содержащими 5-7 слогов, две МРЕ в периоде и 1-2 периода в строфе. В отношении звуковысотной организации напевы авсенек родственны описанным выше напевам святочных гаданий (моно-ячейковая МК при строение ячейки 5/3-2-3-1 , полиячейковая МК при строении ячеек 1/3-1-3/1 и 2/3-1). Представленный же в Примере 13 образец напева состоит из двух контрастных мелодических ячеек:
1) на основе трихорда с последовательностью горизонтальных опор 4-1-4-3 (ср. с веснянками: 4-3-4-1, Пример 1);
2) на диатонической большетерцовой основе с последовательностью горизонтальных опор 1/4-3-4-1 (ср. со святочными загадками, Пример 9).
Масленичные песни в современном состоянии традиции не фиксируются. Единственный образец песни с ремаркой «масленичная» обнаружен в эксиедици-
24
онных материалах Ю.А. Багрия (1977 г.). Песня приведена не полностью, имеющийся её фрагмент свидетельствует о наличии напева, сходного с песнями святочных гаданий (ср. Примеры 14 и 8), поэтический текст же имеет общие мотивы с весенними хороводами.
В последние годы в экспедиционной работе был зафиксирован случай величания Масленки и Поста свадебной песней, определяемой носителями традиции как велкчачьная за ёлкой (подробнее о данной жанровой разновидности см. ниже). Подобное замещение исчезнувшего традиционного жанра другим, сохранившимся в активном бытовании, на наш взгляд, служит ярким примером реализации общей тенденции к «осовремениванию» облика календарных обрядовых жанров.
Сезоные игровые песни в верхнеокской традиции тульского региона приуро--чены к ранневесеннему и святочному периодам. В настоящее время в своём изначальном, «естественном» контексте они уже не исполняются; имеющиеся записи произведены в ходе экспедиционных интервью и реконструкций данных форм музыкального быта. Согласно нашим наблюдениям, 15-20 лет назад отдельные традиционные музыкальные игры (и их модифицированные версии) бытовали в детской среде вне какой-либо приуроченности, к настоящему времени - исчезли и из неё. Полностью ушли в прошлое ранневесенние фuгypltыe хороводы, стилистически родственные местным веснянкам (с опорой на трихорд, восьмивремнные МРЕ и одноэлементный стих), их последние единичные записи принадлежат экспедициям конца 1970х г.. сегодня даже упоминания о них уже редкость. В отличие от ранневесенних хороводов, верхнеокскис игровые песни присутствуют в архивных материалах, некоторые игры ещё не забыты местными жителями и сейчас.
В стилевом отношении Ифовые песни можно условно разделить на две группы - соответственно двум ведущим тенденциям их музыкальной организации:
♦ родственные веснянкам и напевам других жанров наиболее архаического пласта местных обрядово приуроченных песен (к их числу относятся,
25