СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................... 3
ГЛАВА I. Становление и развитие профессионального 11 исполнительства на балалайке......................................
£ 1. Становление концертного исполнительства на балалайке в
XVII - начале XX веков (исторический очерк)................ 11
$ 2. Отечественные школы профессионального концертного
исполнительства на балалайке............................... 18
£ 3. Формирование оригинального репертуара для балалайки 35
ГЛАВА II. Основные направления развития сонаты для
балалайки..................................................... 60
£ 1. Сонатный цикл классико-романтической традиции......... 61
£ 2. Свободно трактованные сонатные циклы. Программные
сонаты. Жанровые миксты....................................... 84
ГЛАВА III. Особенности камерного ансамбля в сонатах для
балалайки..................................................... 115
^ /. Теоретические аспекты ансамблевого балалаечного
исполнительства: звуковой баланс, артикуляция, темп и ритм 117
$ 2. Соната № 3 для балалайки и фортепиано Л.Кусякова:
исполнительский анализ ансамблевых трудностей.............. 141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................... 145
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................. 150
ПРИЛОЖЕНИЕ I. Список сонат и сонатин.......................... 161
ПРИЛОЖЕНИЕ II. Авторы произведений балалаечного репертуара 163
(Краткая характеристика творчества) ..........................
ПРИЛОЖЕНИЕ III. А.Кусяков. Соната № 3 (нотное приложение к III главе).................................................... 175
2
ВВЕДЕНИЕ
Изучение самобытных форм русского музыкального искусства является важнейшей задачей отечественного музыкознания. В связи с этим в последнее время все большее внимание исследователей направлено в сторону изучения музыки для народных инструментов. Эта малоизученная до настоящего времени область музыкального искусства привлекает яркими образцами самых разных жанров, в которых оригинально взаимодействуют традиции и современность. Многие из таких произведений уже прошли апробацию концертной сценой и получили признание у исполнителей и публики, но до сих пор не стали предметом специального исследования. Поэтому в настоящее время назрела необходимость детального анализа и осмысления роли и значения музыки для народных инструментов в современном музыкальном искусстве.
Не менее важным фактором для активного изучения этой области является общая тенденция повышения интереса композиторов к музыке для народных инструментов, постоянное обновление новыми опусами концертного репертуара для всех народных инструментов. Если академические европейские инструменты путь творческого поиска во многом прошли, освоив произведения в различных композиторских техниках и стилях, то для народных инструментов многие пути развития музыкальных стилей XX века еще только открываются. При этом происходит активное развитие жанров академической музыки, которые ранее считались не достаточно характерными для народных инструментов. Среди них, прежде всего, жанры сонатно-симфонического цикла, такие как симфония, концерт, соната.
Среди народных инструментов балалайка занимает, безусловно, одно из ведущих мест и обладает богатейшим концертным репертуаром, включающим самые разные жанры. Самобытность и особый тембральный колорит этого инструмента всегда привлекали многих композиторов, среди
з
Паганини силой своего гения утвердил скрипичное мастерство в его настоящем совершенстве, так и Осипов вызвал к жизни балалайку и сделал ее в своих руках таким же совершенным инструментом, как и скрипка» (14).
Недостаточно широкий репертуар для балалайки вынудил Осипова сделать переложения и обработки скрипичных, фортепианых и симфонических произведений русских и зарубежных композиторов. Многие из этих переложений и обработок вошли в его репертуарные сборники (8 выпусков, 1959 - 1988).
Будучи высокопрофессиональным музыкантом2, Осипов большое значение придавал созданию такого репертуара для балалайки, который мог бы в полной мере раскрыть возможности инструмента. Его дружба и творческое сотрудничество со многими советскими композиторами привели к созданию в 30-х годах ряда фундаментальных сочинений для балалайки: Концерта и Сюиты (в пяти частях) С.Василенко, Фантазии «На посиделках» М.Ипполитова-Иванова, Сюиты М.Черемухина, Концерта 3.Фельдмана. Эти первые3 и, тем не менее, выдающиеся образцы оригинальной музыки сыграли важную роль в академизации репертуара и исполнительства на балалайке.
: В 1911-1913 годах Н.П.Осипов учился в Петербургской консерватории по классу скрипки.
3 Существует также Концерт -фантазия для балалайки с симфоническим оркестром «Памяти Чайковского», написанный балалаечником В.Погореловым в 1918 году. Однако в условиях эмиграции (композитор жил в Швейцарии) произведение исполнялось лишь несколько раз в 50-е годы М.Игнатьевым (ФРГ). В СССР концерт не исполнялся.
£ 2. Отечественные школы профессионального концертного исполнительства на балалайке
В начале XX века исполнительство на народных инструментах достигает достаточно высокого уровня. Формируются традиции, зарождаются профессиональные исполнительские школы. Народные инструменты становятся в один ряд с давно признанными академическими.
С 20-х годов XX века исполнители на народных инструментах получают возможность обучаться в высших музыкальных заведениях: «...в 1927 году впервые в стране открылся отдел народных инструментов в высшем учебном заведении — в Харьковском государственном музыкальнодраматическом институте. Заведующий отделом был назначен
В.А.Комарснко» (13, с. 4-5). С 1928 при дирижерско-хормейстерском отделении Киевского музыкально-драматического института им. Н.В.Лысенко открывается класс народных инструментов, который ведет Марк Моисеевич Гелис (1903 - 1976). В 1934 году в Киеве музыкальный факультет института был передан в консерваторию (в том числе и класс М.М.Гелиса), таким образом возник отдел народных инструментов, а в 1939 году в Киевской консерватории возникла самостоятельная кафедра.
Очень важную роль в развитии профессионального образования исполнителей на народных инструментах сыграло открытие в 1948 году кафедры народных инструментов в Московском государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Ее основателем стал известный балалаечник Александр Сергеевич Илюхин (1900 - 1972).
Таким образом, во второй половине XX века формируются отечественные исполнительские школы игры на народных инструментах, которые связаны с педагогическими и творческими устремлениями их основателей - А.С.Илюхина и М.М.Гелиса.
М.М.Гелис создал принципиально новое направление в мировой музыкальной педагогике - профессионального обучения игре на народных
- Київ+380960830922