Ви є тут

Проблемы сотворчества актера и режиссера в спектаклях 1910-1930-х годов : Ю. Юрьев и Вс. Мейрхольд

Автор: 
Золотухин Валерий Владимирович
Тип роботи: 
Ю. Юрьев и Вс. Мейрхольд
Рік: 
1910
Артикул:
173026
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение.................................................................................3
Глава 1. Театральная школа. 1880-1890 годы..............................................20
1. Ю. Юрьев на Драматических курсах
Театрального училища...............................................................21
2. В. Мейерхольд в Драматическом классе
Филармонического училища...........................................................47
Глава 2. Александринский театр. Встреча................................................60
1. Александринский театр на рубеже веков............................................ 60
2. «Шут Тантрис» Хардта...............................................................73
3. «Дон Жуан» Мольера.................................................................79
4. Спектакли 1910-х годов.............................................................93
Глава 3. Ю. Юрьев и В. Мейерхольд в 1920-30-е годы.....................................118
1. Юрьев и бывший Александринский театр
в 1920-е годы. Разлука............................................................118
2. «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина.............................................136
Глава 4. Три редакции «Маскарада» Лермонтова..........................................150
1. История спектакля.................................................................150
2. «Маскарад». Редакция 1917 года....................................................157
3. «Маскарад». Редакции 1930-х годов.................................................167
4. Б. Эйхенбаум в полемике с Ю. Юрьевым и В. Мейерхольдом............................182
5. Расставание..................................................................... 196
Заключение............................................................................201
Литература............................................................................ 210
3
Введение.
В истории русского театра имя Юрия Юрьева связано в первую очередь с его актерской деятельностью в Александрийском театре, а затем в переименованном после революции Академическом театре Драмы (сокращенно — Акдраме). Специалистам он известен главным образом как исполнитель ролей в нескольких знаменитых спектаклях Всеволода Мейерхольда: Дон Жуана в спектакле 1910 года, Кречипского в «Свадьбе Кречинского» 1933 года, а также легендарной роли Арбенина в «Маскараде» (премьера состоялась в 1917 году). Эти постановки признаны крупнейшими достижениями режиссерского театра и впоследствии не раз становились предметом отдельных научных исследований. «Дон Жуан» и «Маскарад» шли в Ллександрииском театре более двадцати лет и были описаны критиками самых разных взглядов, с использованием множества разных оптик. От «Маскарада» остался богатейший материал: декоративное оформление сцены, костюмы, фотографии,
воспоминания зрителей и г.д. Однако исследователям, пытающимся ответить на вопрос, как в течение десятилетий менялся этот спектакль, приходится сталкиваться с проблемой. Многие критики, писавшие о «Маскараде» 1917 года (такие, как А. Кугель, А. Бенуа, П. Гнедич и другие) уже не могли видеть третью редакцию спектакля 1938 года и, соответственно, оценить те изменения, которые произошли с «Маскарадом». То же касается Ю. Юзовского, А. Мацкина, С. Цимбала и других сравнительно молодых авторов, писавших о последней редакции спектакля, но не видевших первых исполнений. В их замечательно точных рецензиях, содержащих важные замечания об игре исполнителей и принципах постановки, часто ставился вопрос об отношениях первой и третьей редакций спектакля. Тем не менее, эти тексты не вполне отвечают на вопрос, как со временем менялся «Маскарад». При обилии мнений и отзывов о всех трех редакциях, существует обширная область
с
21
были происходившие внутри школы процессы и назревавшие перемены, что находило отражение в преподавании и прямо сказывалось на учениках. Поэтому свою работу мы решили начать рассказом о московской театральной школе и спорах вокруг нее, педагогах и студентах.
§ 1. Ю. Юрьев в Филармоническом и Театральном училищах.
Срок обучения на курсах в Филармоническом училище (полностью они назывались Драматическим отделением Музыкально-драматического училища московского Филармонического общества и находились на Большой Никитской неподалеку от Консерватории) был три года. Первый год постановкой голоса, дикцией, сценической речью и выразительным чтением с Юрьевым и его однокурсниками занимался актер Малого театра Александр Невский. На императорскую сцену он пришел в 1882 году из театра Михаила Лентовского, где работал актером и режиссером. Свидетельств о его занятиях осталось не много, а в тех, что есть, Невский представлен довольно посредственным педагогом. Вместе с тем, его преподавательская практика — яркий пример того, как явление профессионального актерского образования конца XIX века, казавшееся современникам маргинальными и малосущественными, в случае Юрьева сыграло огромную роль, стало едва ли не определяющими.
«В Москве было две драматические школы: императорская, где преподавали крупные артисты Малого театра, и филармоническая, где на старших курсах занимался Южин, а на младшем один второстепенный актер [имеется в виду Александр Невский. — В.З.], — описывал в книге «Из прошлого» свой приход в училище Немирович-Данченко. — Им были недовольны, и Южин рекомендовал дирекции обратиться ко мне» .
37 Немирович-Данченко Вл. Из прошлого. // Немирович-Данченко Вл. Театральное наследие в четырех томах. Т. 4. М.: Московский Художественный театр, 2003, с. 251. В дальнейшем ссылки на это издание будут ограничены указанием автора, тома и страницы.
2.2
К заслугам своего предшественника Немирович относился с недоверием. Также к ним отнесся и будущий мхатовец Леонид Леонидов, посещавший занятия Невского на Драматических курсах, где педагог преподавал после ухода из Филармонического училища: «Декламацию преподавал Невский, актер Малого театра. Врач по образованию, долгое время выступавший в провинции в оперетке. Учил нас гекзаметру. Очень скучно, бездушно»38.
Директор императорских театров Вл. Теляковский записывал в своем дневнике за 1904 год впечатления от экзамена II курса Вл. Давыдова, раздраженно отмечая общие, как ему казалось, недостатки московской и петербургской школы: «Давыдов был и есть хороший артист, преподаватель же никакой. Нутру нельзя учить, у него у самого нет никакой школы, да и школу он сам не признает. Кроме того, при известной лени его, преподавание ведет даже не он, а его дублер Петров, человек весьма неразвитой. Это обыкновенное следствие, когда занимаются знаменитости вроде Ленского в Москве и Давыдова в Петербурге. Вместо них работают бездарности: Невский в Москве и Петров в Петербурге. Они и должны быть безразличны и бездарны, ибо условие их службы — слепая вера в авторитеты преподавателей»39.
Невский скончался в 1904 году. Узнав о его смерти, Теляковский вновь упомянет его в своем дневнике: «Я думаю, ясно, что больной Ленский с больным Невским не могли вести сколько-нибудь удовлетворительно преподавание на 3-х курсах зараз. И результаты особенно последних годов школы в Москве весьма плохи»40.
Из череды негативных отзывов о преподавании Невского воспоминания Юрия Юрьева о первом годе обучения в Филармоническом училище выделяются очень сильно. Уникальность класса Невского, писал Юрьев, заключалась в том, что это был первый и единственный систематизированный курс, читавшийся на драматическом отделении. Несмотря на то, что курс
38 Леонидов Л. Воспоминания, статьи, бссслы, переписка. М.: Искусство, 1960, с. 76.
39 Теляковский В. Дневники Директора Императорских театров. 1903-1906. Петербург. М.: APT, 2006, с. 210.
40 Там же, с. 256.