Ви є тут

Проблема режиссерско-педагогической преемственности: формирование режиссерской школы М. В. Сулимова

Автор: 
Черкасский Сергей Дмитриевич
Тип роботи: 
формирование режиссерской школы М. В. Сулимова
Рік: 
2003
Артикул:
173096
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Формирование театрального мировоззрения и сценическая деятельность В.С.Смышляева н И.П.Берсенева -педагогов М.В.Сулимова..............................................27
ГЛАВА ВТОРАЯ. Театрально-педагогические принципы
В.С.Смышляева и И.Н.Берсенева 1920-х-1930-х годов и формирование основ театрального мировоззрения М.В.Сулимова.......................55
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Становление педагогических принципов режиссерской школы М.В.Сулимова в его практической театральной деятельности 1940-х - 1960-х годов..............................................109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................186
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Литературное наследие М.В. Сулимова ... 192
2. Основные публикации о творчестве М. В. Сулимова ... 196
3. Книги * ...208
4. Материалы периодических изданий ...223
5. Архивные материалы ...228
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Список основных творческих работ М.В.Сулимова ...231
Ь Основные постановки М.В.Сулимова - режиссера
Н. Основные постановки М.В.Сулимова - театрального художника
Ш. Основные актерские работы М.В. Сулимова IV. Пьесы, инсценировки и сценарии М.В.Сулимова
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Список основных постановок В.С.Смышляева. ...245
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Список выпускников режиссерской мастерской ...248 М.В.Сулимова в ЛГИТМиКе-СПГАТИ.
ВВЕДЕНИЕ.
Пытаясь облечь в формулировки особенности XX века, который пока ещё не привыкли называть прошлым, его нередко называют то веком атома, то веком генетики, то веком режиссуры. Если говорить об искусстве театра, то последнее, безусловно, справедливо. Именно в XX веке театральная режиссура превратилась из административной должности в творческую профессию. Причем, если первые десятилетия века были периодом становления режиссуры, как ведущей составляющей театрального процесса, когда режиссер прошел путь от скромного «разводящего» господ актеров XIX века до гордого «автора спектакля», то уже тридцатые годы были отмечены созданием государственной системы обучения режиссерской профессии в театральных ВУЗах страны. Режиссура, осознав себя уникальной профессией, стала планомерно готовить воспроизводство своих кадров. Были сформулированы учебные программы и планы, определились сроки обучения режиссерским навыкам, периодичность выпусков. Профессиональное высшее образование режиссеров, тесно связанное с принципами организации театральной труппы в системе репертуарного театра, действительно стало огромным завоеванием русской театральной системы. Ведь многие, даже ведущие театральные страны мира по-прежнему не имеют системы высшего режиссерского образования.
Вклад Петербурга-Ленинграда в дело режиссерской педагогической практики весьма значителен. Именно здесь в 1914 году в студии на Бородинской Вс.Э.Мейерхольдом и его соратниками были сделаны первые шаги в области режиссерского образования. Их продолжением стала деятельность Курсов мастерства сценических постановок (Курмасцеп) Вс.Э.Мейерхольда и С.Э.Радлова, организованных в 1918 году и ставших в 1922 году основой режиссерского факультета Института сценических искусств (впоследствии Техникума сценических искусств, Ленинградского государственного театрального института, ЛГИТМиКа и СПГАТИ). Именно здесь в течение тридцати лет кафедру режиссуры возглавлял Г.А.Товстоногов - один из признанных лидеров отечественной театральной режиссуры и педагогики, более десяти лет руководит кафедрой Л.А.Додин - режиссер и педагог мировой известности.
Безусловно, практика ленинградской-петербургской режиссерской педагогики, её преемственность по отношению к лучшим достижениям русского театра и её вклад в российское театральное образование достаточно подробно изучены. Но также бесспорно, что есть еще много проблем, требующих серьезного научного осмысления.
Нет анализа многих режиссерских педагогических школ, разнообразия режиссерско-педагогических подходов к преподаванию уникальной профессии режиссера.
Отсутствует сопоставление терминологического аппарата режиссерского анализа пьесы в разных режиссерских школах, даже стоящих на основе творческих принципов Станиславского и Немировича-Данченко. Терминология действенного анализа практически устанавливается заново в каждой конкретной режиссерской мастерской, «словари» перевода языка одной мастерской на язык другой не разработаны.
Не достаточно исследованы «генетические связи» учеников и учителей в рамках различных режиссерских школ. Спровоцированное столетним юбилеем МХАТа исследование И Н.Соловьевой «Ветви и корни»1 и вычерченное
1 Соловьева И. Ветви и корни. М.: МХТ. 1998.
23
положения режиссерского метода С улимова - культура постановки содержательных вопросов к предлагаемым обстоятельствам пьесы и характерам действующих лиц, принципы сведения полученной информации в целостную систему нашли здесь убедительное воплощение.
"Веруя в чудо" выпущена в Алма-Ате (издательство "Онер", 1980). Редакционная аннотация на книгу содержит точную характеристику: «Предлагаемую вниманию читателей работу можно было бы назвать «пособием к пониманию искусства драматургии и театра». Половина книги - изумительный почти стостраничный разбор "Утиной охоты", методологически схожий с разбором «Прошлым летом в Чулимске» в предыдущей книге. Кроме того, книга содержит фрагментарную творческую автобиографию режиссера и его размышления о проблемах современного ему театра. Главки, посвященные взаимоотношениям театра и зрителя, выявляют публицистический и гражданский темперамент руководителя театра.
"Микроспектакли в процессе воспитания режиссера" (ЛГИТМиК, 1988). Представлена методика основных постановочных упражнений, в режиссерской мастерской Сулимова: зачинов, этюдов по картинам, постановки стихотворений, построения кульминационной мизансцены, постановки сказки.
"Режиссер: профессия и личность. Из опыта работы с режиссерским курсом" (М., "Искусство", 1991). Кроме изложенного в предыдущей книге Сулимов рассказывает здесь о других этапах работы первых курсов - этюдах на память физических действий, этюдах на литературной основе, тренинге. И немного о режиссерском анализе пьесы.
Последняя книга М.В.Сулимова «Режиссер наедине с пьесой», посвященная режиссерскому анализу «Вишневого сада» и подготовленная им к изданию в начале девяностых годов, до сих пор не издана. Но усилиями автора настоящего исследования и А.Зинчука она была выставлена в Интернете в январе 1999 года на сайте «Петербургские театральные страницы». (Домик драматургов. Библиотека): хуш^Ьеаце.БрЬ.т/пеуусйата/ЫЫ/ЫЬШт и, судя по отзывам провайдера, не осталась незамеченной читателями. Однако научному осмыслению и обработке эта работа мастера также не подвергалась, а потому, как и отмеченные выше архивные материалы, имеет значение первоисточника.
Наличие в творческом наследии М.В.Сулимова трех книг, дающих не только последовательное и подробное воссоздание творческого процесса начального этапа работы режиссера над тремя разными пьесами, но и методологическое обоснование принципов этой работы, является уникальной в современной режиссерско-педагогической литературе. Ценность работ увеличивается от возможности пройти один и тот же путь трижды, но в соприкосновении с различными художественными мирами Вампилова и Чехова, а потому - каждый раз по-разному. Однако, несмотря на то, что умение организовать вхождение режиссера в мир пьесы общепризнанно является сильной стороной режиссерской школы Сулимова, научного анализа совокупности методологических принципов режиссерского анализа драматургии в его работах не производилось.
Кроме перечисленных выше пяти книг Сулимова к настоящему разделу источников диссертационного исследования могут быть отнесены и его статьи разных периодов. Часть из них непосредственно связаны с педагогикой, другие, написанные им в качестве главного режиссера Театра им. М.Ю.Лермонтова и театра им. В.Ф.Комиссаржсвской, среди прочих тем поднимают и вопросы, имеющие отношение к педагогике. Список этих статей приведен в библиографии.
Четвертой подгруппой источников являются публикации о режиссерском творчестве М.В Сулимова, в особенности та часть публикаций, которая содержит не только описание его спектаклей, но поднимается до теоретического осмысления
24
практики режиссера. К сожалению таких материалов меньше, чем хотелось бы (в особенности не удовлетворяет уровень освещения работ мастера в период работы в Петрозаводске), порой иделогизированность оценок не дает возможность разглядеть художественную ткань спектаклей Сулимова.72
Частичным восполнением этих пробелов является серия бесед с петербургскими критиками, которые еще помнят спектакли М.В Сулимова, проведенная автором в ходе исследования (беседы с ЮН.Чирвой, Л И Гительманом). В совокупности с воспоминаниями актеров и режиссеров, работавших с Сулимовым в разные годы (О.Г.Окулевич, В.А.Малочевский, И.Б.Малочевская), и воспоминаниями и аналитическими размышлениями о школе Сулимова его учеников разных лет (Б.Н.Голубицкий, Ю.Х.Григорян, М.Л.Мамилов, А.ММаксимов и др.), эти мемуарные материалы составляют пятую подгруппу фактических источников для данного исследования.73
В- шестых, существенное значение для настоящей работы имеют материалы, отражающие творчество выдающихся режиссеров двадцатого века К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко и их непосредственных учеников. Книги обоих мхатовских основоположников из личной библиотеки М.В.Сулимова содержат большое количество пометок с комментариями и вопросами мастера, изучающего ход мыслей своих предшественников. (В основном это система вклеенных Сулимовым листков с по-своему названной темой или проблемой, обсуждаемой автором книги, позволяющая быстро находить нужные для цитирования или для сравнения места). Лишь привлекая труды К С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, можно осмыслить генетические связи режиссерского и педагогического творчества Сулимова.
И, наконец, завершая обзор источников настоящего исследования необходимо еще раз повторить, что исследование основных элементов педагогической системы М.В.Сулимова целесообразно вести не изолированно, а в контексте развития русской театральной педагогики в целом и практики ленинградского театрального института в частности. Для осознания принципиальных черт режиссерской школы Сулимова необходимо привлечение научного и методологического наследия ведущих режиссеров и педагогов русского советского театра - как поколения его учителей (здесь к именам его непосредственных учителей В.С.Смышляева, И.Н.Берсенева добавим имена В.Г.Сахновского, Н.М.Горчакова, А.Д.Попова, А.М. Лобанова, Н.В.Петрова, Б.М.Сушкевича, Б.Е.Захавы, Л.С.Вивьена, Б.В.Зона), так и поколения послевоенных мастеров театра - С.В.Гиппиуса, М.О.Кнебель, П.М.Ершова, ГАТовстоногова, АА.Гончарова, А.М.Поламишева, А В.Эфроса, и других.74 И здесь, в дополнение к материалам названным выше в качестве первой группы источников настоящего исследования, важно обратить внимание на те работы, с которыми М.В.Сулимов вступал в непосредственное взаимодействие - изучая и комментируя их, рецензируя или полемизируя. Здесь автор исследования считает целесообразным в первую очередь проводить сопоставление с научными разработками ГАТовстоногова - главами его книг «Современность в современном театре. Беседы о режиссуре» (1962), «О профессии режиссера» (1965), «Круг мыслей. Статьи. Режиссерские комментарии. Записи репетиций» (1972), «Классика
72 В ходе настоящего исследования диссертантом составлен список основных публикаций о творчестве М.В.Сулимова (более 290 названий), приведенный в Разделе 2 Библиографического списка источников.
73 Записи этих бесед и воспоминаний, сделанные в ходе настоящего исследования, хранятся в личном архиве автора настоящего исследования.
74 Основные печатные работы этих авторов представлены в Библиографии.