ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .........................................
Раздел I
ДИЗАЙН-ГРАФИКА КАК СРЕДСТВО МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ И ПОДСИСТЕМА ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ
ГЛАВА I
Процесс институализации графического дизайна в России
1.1.1. Историография вопроса: от художественно-критического
к историко-теоретическому освоению.................... 19
1.1.2. Эволюция понятий. Формирование терминологического аппарата................................................... 40
1.1.3. Многообразие и диалектика жанровой структуры,
проблемы формообразования ............................ 62
1.1.4. Художественно-коммуникативная эволюция товарного знака
в России (XVIII—XX вв.)............................... 82
Г Л А В А II
Автономия графического дизайна
как художественно-коммуникативной системы
1.2.1. Социокультурные свойства и коммуникативные аспекты
графического дизайна в информационном обществе..... 109
1.2.2. Мифология графического дизайна с точки зрения семиотики 126
1.2.3. Риторика графического дизайна.................... 136
1.2.4. Принципы эстетической коммуникации в проектной графике 150
Раздел II
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И СПЕЦИФИКА ГЕНЕЗИСА ДИЗАЙН-ГРАФИКИ В РОССИИ
ГЛАВА I
Предыстория и ранний период функционирования прикладной графики в России (XIX — начало XX вв.)
\ 2.1.1. XVIII — первая половина XIX вв. как период предыстории
прикладной графики ................................ 165
2
2.1.2. Экономическая и социокультурная обусловленность
раннего этапа развития............................... 181
2.1.3. Проектная графика в городской среде и быту ......... 197
2.1.4. Формирование эстетических основ новой графики ..... 206
Г Л А В А II
Пути развития проектной графики советского времени (1920—1980-е гг.)'
2.2.1. Актуализация дизайн-графики в период
1920 — начала 1930-х гг...............................229
2.2.2. Принципы станковизма и эпоха социалистической утопии (середина 1930 — середина 1950-х гг.)......................249
2.2.3. Художественные реалии и проблемы доперестроечного тридцатилетия. Региональные школы ........................ 261
Г Л А В А III
Формирование профессионально-образовательной системы
2.3.1. От ученика Гравировальной палаты Академии наук до звания акцидентного наборщика (XVIII — начало XX вв.) ............273
2.3.2. Полиграффак московского ВХУТЕМАСа — ленинградского ВХУТЕИНА (1921-1930) ...................... 286
2.3.3. Становление современного образовательного процесса в ВУЗах (1960-1980-е гг.)......................................... 305
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................317
ПРИМЕЧАНИЯ..................................................322
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................344
Приложение I. (Том II)
Содержание
1. Опись материалов Научно-библиографического архива РАХ об организации Ленинградского ВХУТЕИНа — ВХУТЕМАСа
и деятельности полиграффака (1921-1930) ............... 3
2. Материалы Научно-библиографического архива ............ 9
3. Учебные планы полиграффака Московского
ВХУТЕМАСа (1927 г.) ................................. 130
4. Учебные планы граффака Ленинградского ВХУТЕИНа
(1927 г.)............................................ 132
5. Графический дизайн: библиография основной литературы
на русском языке .................................... 135
I
3
большей части мещанская; 2) стилизация, т. е. перенесение в произведение элементов старых художественных стилей, выражающих другие социальные эпохи (славянизм, стиль “а ля рюсс”, лжсконструктивизм и проч.); 3) привнесение тенденций мещанской идеологии непосредственно в сюжет и тему, иногда сказывающихся в ничтожном штрихе, детали; 4) натуралистическое решение рекламы, приучающее к пассивному восприятию, дезорганизующее волю, пропагандирующее частное, а не общее, массовое явление”.106
Г. Горощенко, тогда представитель объединения ‘‘Октябрь”, на основе уже сложившихся к 1930-м гг. жанрам плаката сформулировал основные виды плакатной формы. При этом его классификация выводилась по двум основным признакам: по задачам, целям и вытекающим частично из них форме - с одной стороны, и по тематике - с другой. Таким образом, вся плакатная продукция делилась им на агитационную и пропагандистскую.
По видам им различались агитационные, пропагандистские и инструктивно-технологические плакаты. По темам дифференциация происходила на индустриальные, сельскохозяйственные, технические, культурно-бытовые, медицинские. Из общего разделения плакатов по темам он выделял экспортный, киноплакат, военнооборонный, по охране труда и технике безопасности.107
В числе нескольких формальных условий, необходимых для успешного выполнения рекламы, Г. Горощенко главным называл элемент плакат-ности, достигаемый путем лаконичности, типизации и выразительности изображения: “Очевидно, что типизация должна идти в сторону максимального выявления классовой сущности изображения. Примером здесь может служить оформление коробки папирос немецким художником Поттером, давшим в максимально лаконичном и выразительном образе избитую вообще тему, курящего денди с моноклем (конечно, это изображение в немецкой рекламе дано как положительное, и оно действительно великолепно отражает идеал немецкого буржуа и обывателя). Обобщение и выразительность потребуют в рекламе цветового, а не светотеневого решения, как более активно действующего на восприятие”.108
Теорией было осознанно, что при работе над рекламой, плакатом, проспектом, упаковкой должны учитываться условия длительности воздействия их на зрителя, условия среды и употребления (улица, внутреннее помещение, употребление коробки после потребления товара и т. п.). Определились три наиболее определившихся метода построения торговой рекламы. Первый заключался в преподнесении единичного, сильно выраженного
образа; второй строился на нескольких контрастирующих между собой между собой изображениях и, наконец, третий метод состоял в передаче ряда одинаковых изображений, дающих впечатление множественности и тем самым создающих навязчивую идею у зрителя. Последний метод особо рекомендовалось использовать в советской России с пропагандистской целью. Новые задачи времени обусловили использование новых художественных средств выражения в проектной графике. Так, на примере одного из жанров дизайн-графики выявляется обусловленность формообразования в зависимости от конкретных социокультурных установок на относительно коротком промежутке времени от 1890-х до 1930-х гг.
Нужно сказать, что едва ли не самые значимые достижения проектной графики 1920-х гг. осуществлялись в типографике. “Массовый журнал оказался той баррикадой, на которой молодое графическое искусство отстояло свое право на жизнь. Рожденное атмосферой борьбы и натиска оно не отличалось миролюбием. Стремление занять первое место, доминировать, было ему свойственно. И нередко литература или фото вынуждены были чувствовать себя в журнале „гостями". То в виде крупных, страничных рисунков, то в виде мелких иллюстраций, виньеток, заставок, иллюстративных заголовков и т. п. — проникая во все поры журнала, именно графическая продукция создавала лицо, стиль издания. НЭП многое изменил в структуре журналов. Внесенное им равновесие графики, фото и литературы приблизило характер массового журнала к его дореволюционному собрату, но навык потребления, воспитанный плакатами „Красноармеец" и др., остался мало поколебленным”, - так совершенно справедливо оценивал изменения в типографике Б.Земенков.109 “Дореволюционная „Нива" читалась, „Красная Нива"— преимущественно смотрится” - лучше и точнее не скажешь, процесс визуализации в дизайне журналов отразился с наибольшей полнотой. В журналах работали все без исключения. Лучшие и разнообразнейшие графики современности отдавали дань художественной части массовых журналов. Обилие сил, с одной стороны, и разнообразие их, с другой — выработали в журнальной графике периода военного коммунизма большую художественную гибкость. Именно в этой области, ранее других, было прочувствованно, что характер выполнения должен соответствовать характеру темы, что содержание определяет форму.
Новая эпоха поставила ряд совершенно новых комплексных заданий перед пространственными искусствами: оформить социалистические города, дома-коммуны, парки культуры и отдыха, зеленые города, аграрные поселки, рабочие клубы, рабочий быт, одежду, массовые зрелища, рабочие
- Київ+380960830922