Ви є тут

Особенности национальной идентификации молодых русских в современном российском обществе

Автор: 
Намлинская Оксана Олеговна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Артикул:
192096
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
ВВЕДЕНИЕ..................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ...............................12
1.1. Национальная идентификация как социологическая проблема.12
1.2. Специфика национальной идентификации в молодежной среде.43
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЫХ РУССКИХ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СИТУАЦИИ...........................................55
2.1. Факторы, влияющие на национальную идентификацию молодых русских ..................................................................55
2.2. Типология молодых русских по основаниям национальной идентичности
.......................................................77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................109
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАН! 1ЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ......112
ПРИЛОЖЕНИЯ...........................................131
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социально-политические и экономические трансформации в современной России послужили катализатором возвращения в общественную жизнь страны «национального вопроса», который считался решенным в СССР. За последнее время произошел бурный рост национального самосознания, что нашло выражение, прежде всего, в требованиях национально-культурной автономии, а также в существенном изменении характера межэтнического взаимодействия. После длительного перерыва в открытых формах стали проявлять себя такие социальные и культурные девиации, как расизм, ксенофобия, дискриминация по национальному признаку и т. п. Институционализировались и структуры, стоящие на позициях русского национализма, выдвигающие требования «Россия для русских» и подобные, выдвигающие программы «оздоровления» национального состава России путем изгнания «чужаков». Эти позиции встречают сочувствие среди многих русских. По различным данным, в России от 16 до 60% населения выступает за изгнание «чужаков» со своей территории1. Отмечается рост числа преступлений на национальной почве.
Актуализация национального и религиозного сознания, новые политические реалии, модернизационные процессы в обществе явились мощными факторами воздействия и на молодежные слои населения. Как показывают исследования, наиболее благоприятная для распространения русского национализма среда — это молодежь в возрасте до 21 года. Здесь суммарный уровень националистических настроений (от «жестких» до «мягких») доходит почти до 50%2. Ситуация, таким образом, становится все более критической.
Но действительно ли есть основания для утверждений о том, что среди молодежи России становятся массовыми такие явления, как национализм и на-
1 http://www.antirasizm.ru/publ_049.doc.
2 http://www.ispr.rn/SOCOPROS/socopros200.html.
14
является продуктом динамического воздействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Фромм первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди активно формируют социальный процесс и саму культуру1. Идентичность же он рассматривал как одну из пяти основных экзистенциальных потребностей человека. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самим собой, благодаря которому они чувствуют свою непохожесть и осознают, кто и что они на самом деле2.
Важно подчеркнуть, что в психологических теориях личности речь идет о трех пересекающихся сферах психической реальности, которые охватывают весь процесс идентификации. Первая сфера — процесс объединения индивидом себя с другими (человеком, группой) на базе установившейся эмоциональной связи, а также введения в свой внутренний мир образцов, норм, ценностей и принятие их как собственных. Вторая сфера — это проекция индивидом образа идентификации и соединение его со своими эмоциями, чувствами, чертами, желаниями. И третья сфера — это процесс постановки индивидом себя на место другого, т. е. вживание в пространство другого человека3.
Иной ракурс трактовки идентификации становится основным для социальной психологии и микросоциологии. Суть его — в постановке на первый план вопроса о социальной детерминации идентификационного процесса. В этом случае под идентификацией понимается «имитация, подражательное поведение и эмоциональное слияние, переживание субъектом той или иной степени тождественности с объектом4. Идентификация рассматривается уже не в субъективном личностном плане, а как процесс взаимодействия общества и че-
См.: Фромм Э. Человек для самого себя // Фромм Э. Психоанализ и этика. — М.: Республика, 1993,—С. 190,191.
2 См.: Фромм Э. Душа человека: Пер. с нем. и англ. — М.: Республика, 1992. — С. 330, 331.
3 См.: Шуклинова М. В. Национально-культурная идентичность студентов провинциальных вузов: Автореф. дис... канд. социол. наук. — М., 2005.
4 См.: Энциклопедический социологический словарь /Под ред. Г. В. Осипова. — М., 1995. — С.206.
15
ловека, где он принимает на себя социальные роли при вхождении в группу, осознает свою групповую принадлежность и формирует свои социальные установки.
Эта линия анализа идентификации восходит к работам американского психолога и социолога Ч. X. Кули1 который выдвинул концепцию «зеркального Я». Идея «зеркального Я» исходит из понимания социального познания и одновременно формирования социальной реальности как процесса межиндивиду-альных взаимодействий2. Кули отметил, что в наших представлениях о самих себе огромную роль играет то, как нас видят другие. Особенно важную роль при этом играет период раннего развития ребенка, когда именно через восприятие и реакции других людей формируются его идеи и представления о самом себе, выливающиеся затем в стабильную концепцию собственной личности3. Следует отметить, что в этом наблюдении Кули уже содержатся основы современной теории социализации, ролевой теории личности и других микросоцио-логических концепций.
К концепции Кули очень близок в своей трактовке личности и процесса социализации Джордж Герберт Мид. В интерпретациях Мида, а в последствии и представителей символического интеракционизма, идентификация рассматривается, в первую очередь, как результат социального взаимодействия (интеракции), когда в процессе социальной коммуникации, в частности общения с другими, человек сравнивает себя с ними и как бы начинает видеть себя со стороны, «отражаясь» в ответных реакциях и поступках других4. По Миду, происхождение «Я» целиком социально. В то же время социальное «Я» — источник движения и развития общества. Общество и социальный индивид конституи-
1 См.: Кули Ч. X. Социальная самость // Американская социологическая мысль. Тексты/ Под ред. В.И. Добренькова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
См.: Кули Ч. X. Человеческая природа и социальный порядок: Пер. с англ. М.: Идея-Пресс, Дом интеллект, книги. 2000.
3 См.: Кули Ч. X. Первичные группы // Американская социологическая мысль. Тексты/ Под ред. В.И. Добренькова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
4.См.: Мид Дж. Аз и Я // Философия и воспитание: Критический анализ немарксистских концепций. — М.: Политиздат, 1989. — С. 61-71.