2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ..................................................... 4
ГЛАВА I. ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.......................................... 27
§ 1. Понятие и структура правовой социализации личности..... 27
§ 2. Особенности становления личности в процессе социализации в
современных условиях................................... 56
§ 3. Ресурсный потенциал субъектов правовой социализации 81
ГЛАВА II. ФАКТОРЫ, ДЕФОРМИРУЮЩИЕ ПРОЦЕСС
ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В РОССИИ................... 105
§ 1. Связь социальных девиаций с правовой социализацией
личности.............................................. 105
§ 2. Негативное влияние политико-правовых и социально-
экономических факторов на правовую социализацию личности. 130 § 3. Индивидуальные особенности личности и правовая
социализация.......................................... 176
ГЛАВА III. КОНТРАГЕНТЫ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНЫХ ОРИЕНТИРОВ МОЛОДЕЖИ В
РОССИИ..................................................... 215
§ 1. Влияние контрагентов правовой социализации на российскую
молодежь.............................................. 215
§ 2. Особенности духовных ориентиров современной российской
молодежи и ее отношения к преступности................ 247
ГЛАВА IV. ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА В
РОССИИ..................................................... 287
§ 1. Правовая социализация личности и социальный порядок - в
поиске социальной гармонии............................ 287
3
§ 2. Влияние правовой культуры на становление социального
порядка в России.................................... 333
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................. 374
ЛИТЕРАТУРА.............................................. 384
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................. 406
42
важную роль и на этапе вторичной правовой социализации личности. Успешное решение данной задачи в условиях современной России крайне сложно по целому ряду причин, среди которых нам хотелось бы выделить: несовершенство действующего трудового законодательства, содержащего противоречивые правовые нормы, нечеткое их толкование, потому что в условиях трансформации социальной системы с характерными для этого времени как регулируемыми, так и стихийно складывающимися экономическими отношениями, отечественный законодатель вынужден на начальном этапе социальных преобразований не только заниматься активной правотворческой деятельностью, но и для заполнения правового вакуума этого периода времени сохранять некоторые нормы прежнего трудового, хозяйственного права;
неспособность большинства наших граждан одновременно принять новые правовые и социальные нормы поведения, деятельности или хотя бы приспособиться к ним в силу подверженности массового сознания привычному для советского человека стереотипному мышлению.
Названные два элемента традиции, служа иллюстрацией справедливости утверждения о том, что культура общества (в данном случае - правовая) может развиваться только эволюционно, накладывают заметный отпечаток на процесс правовой социализации личности в современной России, проявляясь в таких известных для советского периода истории нашей страны формах, как несоблюдение трудовой дисциплины, недобросовестное выполнение профессиональных обязанностей, отношение к избранной профессии как к источнику нетрудовых доходов. Генераторами подобных настроений могут выступать и члены трудовых коллективов, и ближайшее социальное окружение молодых людей.
Тем не менее, мы полагаем, что на этапе первичной правовой социализации опыт трудовой деятельности весьма полезен и позволяет подросткам и юношам в процессе получения профессионального образования более пристальное внимание уделять своей правовой
43
подготовке, а после завершения обучения в сузе или в вузе относиться к профессии как к делу всей своей жизни, источнику собственного благополучия, средству самореализации ввиду социально полезной деятельности.
Современный опыт изучения правовой социализации личности позволяет утверждать, что ее можно направить в русло правового образования и воспитания, законопослушного поведения или же превратить в объект влияния асоциальных сил, заинтересованных в политической, экономической дестабилизации общества в силу своих корпоративных и иных интересов.
Таким образом, благодаря краткой характеристике, данной нами вышеперечисленным агентам правовой социализации, можно говорить об их значительном влиянии на формирование законопослушной личности и об усложнении условий, в которых они вынуждены выполнять свою социальную миссию. Объяснение причин тому можно найти при анализе механизмов функционирования самих этих агентов, но их будет недостаточно без знакомства с институтами правовой социализации, к которым относится группа социальных организаций (учреждений), оказывающих определяющее воздействие на процесс правовой социализации индивида. Исследуя механизмы функционирования социальных организаций, А.И. Пригожин выделил ряд их основных черт, в частности:
социальные организации представляют собой одновременно средство и инструмент обеспечения функций объединения людей, регулирования их деятельности для достижения цели, которой нельзя достичь в одиночку;
они представляют собой сложную систему связанных между собой социальных позиций и ролей, входящих в нее элементов, способствующих индивиду в реализации своих потребностей и интересов в границах, установленных социальным статусом человека, нормами и ценностями, принятыми в конкретной социальной общности;
- Київ+380960830922