Ви є тут

Стратегии довузовского образования в контексте социальных трансформаций современного российского общества

Автор: 
Лошакова Инаргина Ивановна
Тип роботи: 
Дис. д-ра социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
193055
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................3
*
Глава 1. Воспроизводство и преодоление социального неравенства в системе образования..............................29
1.1. Социологическая концептуализация неравенства в образовании 29
1.2. Преодоление социального неравенства как стратегическая задача образовательной политики государства...........................73
Глава 2. Идентификация стратегий довузовского
образования на современном этапе..........................105
2.1. Стратегии перехода от школы к вузу в институциальной структуре образования...................................................105
2.2. Социализационные стратегии довузовского образования......162
4
Глава 3. Стратегии расширения доступности высшего образования для социально уязвимых групп..................................213
3.1. Доступность высшего образования как социальная проблема 213
3.2. Перспективы интегрированного обучения: по итогам социологического опроса....................................... 259
Заключение....................................................285
Библиографический список......................................298
Приложение....................................................191

2
* ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В начале XXI века в России и многих странах мира происходят серьезные трансформации института образования, принципиально меняются приоритеты социальной политики. В условиях глобализации и стремительного распространения информационных технологий все большее место в государственной политике и стратегиях индивидуального выбора занимают приоритеты образования. По свидетельству социологов, развитые страны достигли своих социально-экономических и технологических показателей во многом за счет приоритетного внимания государства к проблемам образования. В стратегические задачи новой образовательной политики государства входит достижение мирового уровня образования, приведение его в соответствие с актуальными и перспективными потребностям личности, общества и государства.
В современной России существует целый ряд социальных групп, которые обладают сравнительно худшими возможностями получения высшего образования вообще и качественного высшего образования, в частности. Анализ существующих социально-экономических различий в возможностях получения высшего образования и перспектив их динамики в условиях реформирования системы высшего образования показывает, что среди факторов, влияющих на доступность высшего образования, оказываются социально-экономическая дифференциация населения, география проживания, социально-профессиональный статус, образование родителей, состав семьи. Наиболее ущемленными в возможностях получения высшего образования являются выпускники сельских школ,
*
з
реальных проблем в этой предметной области уже сегодня требует либо объединенных усилий специалистов основных сфер знания, исследующих образование, либо такой подготовки исследователя, которая не ограничивается рамками только педагогики, психологии, экономики, менеджмента в образовании. Причем, в качестве интегративной основы такого проблемно-ориентированного полилога нескольких сфер знания предлагается рассматривать именно социологию образования. Дальнейшее построение теорий необходимо осуществлять с позиции междисциплинарных связей, учитывая полистилистику языков предметного описания отдельных наук. Речь, по сути, идет все о той же необходимости большой и насущной работы по реорганизации образования, о которой говорил в свое время Э.Дюркгейм, и которая была бы делом корпуса преподавателей, призванных непрерывно переделывать и реорганизовать самих себя15.
Социология образования вполне может стать основой научного междисциплинарного синтеза в рамках общей теории образования в силу своей предметно-методологической специфики. Предпосылками такой теории уже сегодня являются расширение поля гуманитарных проблем, постепенно оттесняющих традиционную сциентистскую ориентацию педагогики, психологии и ряда других наук об образовании; бурное развитие философии образования как метаязыка и общей методологической основы в сфере образования (наличие последней не означает принятия всеми исследователями единой методологии, но предполагает возможность выбора из «веера» разрабатываемых в рамках социальной философии методологий); тенденция к дополнению методов количественного анализа, а также экспериментально-лабораторных методов методами качественного анализа, исследованием нарративов,
15 См.: Дюркгейм Э. Социология образования: С.69
синтезом научного объяснения и понимания; наличие единого объекта, единого поля проблем и задач исследования (трансдисциплинарный подход в рамках социологии образования может способствовать в перспективе оформлению единого понятийного аппарата)16.
В самом деле, в классической социологии образования уже была заложена междисциплинарная направленность. Э.Дюркгейм предлагает рассматривать особенности возникновения, структуру школьного образования в историческом плане. Образование, в том виде, в котором мы его наблюдаем сегодня, существовало не всегда. Деление образования на начальное, среднее, высшее, которое сегодня еще усложняется эпитетом «профессиональное», вообще-то представляет собой относительно новую практику. Вот почему все эти институты определяются не универсальными потребностями человека, а определенными причинами, совершенно особыми социальными состояниями, которые может раскрыть только исторический анализ. Изучение того, чем является современное образование, подразумевает анализ не только его внешней поверхностной формы, это означает понимание значения и роли этого института в жизни всей нации17.
С 1930-х по 1960-е гг. в Советском Союзе педагогика воспринималась как ведущая и практически единственная наука, предметом которой было образование. Социологические исследования в этой области и по сей день испытывают определенные теоретические трудности разграничения себя с педагогикой, во многом обусловленные тем, что теоретический аппарат
| о
здесь находится до сих пор в стадии становления . Однако сегодня такое
16 Смирнова Н.В. Указ. соч.
17 Дюркгейм Э. Социология образования. С. 72.
18 Астафьев Я.У., Шубкин В.Н. Социология образования в СССР и России // Социология в России / Под.ред. В.А.Ядова. М: Изд-во «На Воробьевых» совместно с Ин-том Социологии РАН, 1996. С.345.
38
/