Ви є тут

Теория и практика социальных реформ в странах бывшего СССР и Восточной Европы

Автор: 
Поляк Юрий Евгеньевич
Тип роботи: 
Дис. канд. экон. наук
Рік: 
1998
Артикул:
1000183282
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ц Содержание
Введение..................................................3
Глава 1. Мировой опыт организации социального страхования 7
1.1. Исторический обзор (зарубежные страны)...............7
1.2. Социальное страхование в дореволюционной России ... 17
1.3. Различные пенсионные системы.........................33
Глава 2. Анализ ситуации в некоторых бывших советских республиках и странах Восточной Европы в области социального страхования.......................................45
2.1. Украина..................................................45
2.2. Белоруссия......................................^........49
2.3. Латвия...................................................50
2.4. Литва....................................................53
* 2.5. Чехия.....................................................55
2.6. Венгрия..................................................65
Глава 3. Российская система социального страхования: современное состояние и перспективы.........................82
3.1. Экономическая необходимость ратикальных изменений
в государственной социальной политике.........................82
3.2. Развитие негосударственного пенсионного обеспечения
в 1992-1997 гг................................................90
3.3. Перспективы социальных реформ............................105
Заключение...................................................117
Приложения...................................................123
Список литературы............................................137
»
Введение
Цели и задачи диссертационного исследования. Целью настоящей работы стал поиск, систематизация и анализ информации о современном состоянии и планах реформирования социального страхования в ряде стран бывшего СССР и СЭВ на стадии перехода к рыночной экономике. За последние годы в этой сфере накоплен интересный и разнообразный опыт. Была поставлена задача на основе методологии социально-экономического анализа социальных реформ выявить и обобщить закономерности нормативной базы и практической реализации этих преобразований и дать рекомендации но совершенствованию хода реформ в нашей стране. Актуальность исследования. Актуальность данной темы диссертационного исследования определяется несколькими обстоятельствами. В экономике любой страны социальные расходы составляют существенную долю расходной части государственного бюджета, и эта доля, как правило, имеет тенденцию к увеличению. Это связано с общим повышением уровня жизни, но в гораздо большей степени - с демографической ситуацией. Так. в России численность населения в трудоспособном возрасте, согласно статистическим данным, неуклонно убывает, в то время как количество пенсионеров постоянно увеличивается и в настоящее время превысило четверть населения страны. Опыт многих стран говорит о том, что одно лишь обязательное пенсионное обеспечение может гарантировать для человека лишь минимальный прожиточный уровень. Обязательное пенсионное обеспечение составляет в различных странах от 25 до 80% среднего заработка (гак "средний" американец получает государственную пенсию в
13
отнесены пенсионные системы следующих стран: Австралия, Ирландия, Канада.
Государственные системы пенсионного обеспечения Австралии и Ирландии предусматривают пенсии в твердых размерах. При этом в Австралии назначение пенсии зависит от результатов проверки имеющихся средств к существованию.
Государственные и частные пенсионные системы не следует рассматривать как противоположные полюса. В ряде стран управление государственными пенсионными системами находится в руках государства (соответствующее министерство или государственное учреждение), в других странах управленческие функции делегируются независимым от государства частным учреждениям (например, в Германии или в сельском хозяйстве Франции). Частное пенсионное обеспечение также имеет большое разнообразие форм, часто схожих с формами, характерными для государственных систем. Четкая демаркационная линия между государственными и частными системами отсутствует, хотя в некоторых странах это проявляется сильнее, чем в других.
Пожалуй, наиболее интересная пенсионная система последних лет разработана в Чили. С приходом к власти генерала Пиночета гам произошла приватизация государственной пенсионной системы. Новая система предусматривала принудительное накопление с обязательным инвестированием.
В Чили было создано 12 пенсионных фондов, и между ним были поделены обязательства. В дальнейшем 10 из этих фондов выжили, а 2 прекратили существование. Каждый фонд ныне имеет свою компанию по управлению активами. Что касается
14
а пенсионеров, которые полу чачи пенсию еще до приватизации
пенсионной системы, то все накопления государственной пенсионной системы были переведены в фонды вместе с обязательствами по выплатам пенсий этим пенсионерам.
Радикатьная пенсионная реформа в Чили произошла в мае 1981 года. Переход участника в пенсионные (Ьонды был добровольным, пенсионные тарифы были снижены с 19 до 10% ФОТ, но отчисления в частные пенсионные фонды стали обязательными. Взносы в негосударственные пенсионные фонды были освобождены от налогообложения, однако дополнительны взносы (свыше 20% ФОТ) облагались налогом. Налогом (подоходным) облагались и пенсионные выплаты, однако только та их часть, которая была получена за счет инвестиционного дохода.
Актуарные расчеты фондов должны были пройтй аттестацию в специальной инспекции. Участник Фонда мог получить часть накопленной суммы единовременно (не более чем за 10 лег), но при этом сумма, оставшаяся на счет>', должна была обеспечить возможность выплаты минимальной пенсии в размере не менее чем 120% от миниматьной государственной пенсии, существовавшей на момент реформы.
Несмотря на то, что пенсионная система в Чили была фактически приватизирована, роль государства оставалась довольно высокой. Государство
1. Гарантировало свободу перехода в другой пенсионный фонд.
2. Обеспечивало размер минимальной пенсии (в размере 120% от миниматьной государственной пенсии), независимо от суммы