Ви є тут

Розробка і обґрунтування принципів та методів профілактики карієсу зубів у дітей, що часто хворіють.

Автор: 
Скульська Світлана Василівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
3402U001371
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исходя из поставленных задач, были определены основные объекты, материалы и методы исследования.
Объекты исследования: повышение распространенности и интенсивности кариеса у часто болеющих детей на фоне нарушенной минерализации твердых тканей зуба и сниженной резистентности организма.??????????????? ??????
Методы исследования: эпидемиологические, клинические, биохимические, иммунологические.
Объем исследований: обследовано 768 детей. Проведено 6246 клинических и лабораторных анализов.
2.1. Общая характеристика проводимых мероприятий
1. Эпидемиологические исследования проводились путем обследования детей в возрасте от 6 до 15 лет, проживающих в г. Белая Церковь, Киевской области.
2. Исследования проводились в период с 1992 по 1999 год.
3. Изучали показатели распространенности и интенсивности кариеса среди школьников в динамике эпидемиологических исследований, а также при оценке проводимых кариеспрофилактических мероприятий.
4. В процессе проведения эпидемиологических исследований была отобрана группа детей, состоящая на диспансерном учете по общесоматической патологии и относящаяся к категории "часто болеющие дети" - термин, принятый в педиатрии.
5. У часто болеющих детей проводили комплекс клинико-лабораторных исследований, включающий изучение минерального обмена в полости рта, показателей состояния общего и местного иммунитета. Для исследований иммунологических показателей крови были получены письменные разрешения родителей детей.
6. В общих эпидемиологических исследованиях приняло участие 28 тыс. школьников; при оценке кариеспрофилактических мероприятий в течение 3-х лет - 583 школьника. Часто болеющие дети составили группу из 85 школьников. В группах сравнения было 100 школьников (49 - практически здоровые из той же зоны проживания, что и часто болеющие дети; 51- практически здоровые из относительно чистой экологической зоны - Тетиева, Киевской обл. (200 км на юго-запад от Киева), согласно государственным показателям загрязненности территорий.
2.2. Методы исследования

2.2.1.Изучение распространенности и интенсивности кариеса у детей.
При оценке кариеса были использованы рекомендации ВОЗ и метод предложенный Т.Ф. Виноградовой ?40? .
Распространенность кариеса: число детей с кариозными зубами на количество обследованных, выраженное в %. Интенсивность кариеса определяли по среднему значению индексов КПУп и КПУз. Гигиенический индекс (ГИ) определяли по методу Федорова-Володкиной. Количественную оценку проводили по 5-бальной системе.
2.2.2. Изучение минерализующего потенциала ротовой жидкости.
Минеральный обмен изучали по ряду показателей ротовой жидкости. Исследование ротовой жидкости включало определение скорости слюноотделения, рН и буферной емкости слюны, содержания в ней кальция, фосфора и магния.
Сбор нестимулированной слюны проводили натощак в градуированную пробирку - количество одноразового сбора 3 мл. Скорость слюноотделения выражали объемом выделенной слюны за единицу времени (мл/мин).
РН слюны определяли на универсальном ионометре ЭВ-74. Расчет буферной емкости ротовой жидкости производили, исходя из того, что за единицу емкости буферной смеси условно принята емкость такого раствора, для изменения рН которого на единицу требуется введение сильной щелочи или кислоты в количестве 1 г-экв на 1 л раствора. Для контрольного измерения использовали 0,1 N соляную кислоту ?45?.
Содержание кальция, фосфора и магния определяли в надосадочной фракции слюны спектрофотометрическим методом ?43]. Активность щелочной фосфатазы определяли по методу Bessey ?44?.
2.2.3. Изучение структурно-функциональной резистентности эмали зубов.
Структурно-функциональную резистентность эмали оценивали с помощью ТЭР-теста. Принимая во внимание работы, проводимые в этом направлении [282], мы остановились на более упрощенном и ускоренном модифицированном методе, предложенном В.Р. Окушко и Л.И. Косаревой ?46?.
Суть метода состоит в следующем: на предварительно подготовленную поверхность эмали центрального верхнего резца с помощью стеклянной палочки наносили 1 каплю 1N раствора соляной кислоты диаметром 1,5 мм на 5 секунд. После удаления кислоты зуб высушивали и окрашивали 1%-ным водным раствором метиленового синего, затем краситель снимали ватным тампоном. Краситель удалялся, оставляя окрашенным только участок протравки. Интенсивность окраски соответствовала глубине микродефекта травления (шероховатость эмали).
Для оценки интенсивности окрашивания использовали набор эталонов:
№1-3 - синий, № 4-6 - голубой, № 7-10 - бледно-голубой. Оценивали по трехбальной системе: 1 балл- цвет протравленного участка приближался к эталонам №7-10 или был ниже (низкая растворимость эмали); 2 балла - если цвет был между 4 и 6 эталонами (средняя растворимость эмали); 3 балла - цвет протравки соответствовал эталонам № 1-3 или был выше (высокая растворимость эмали).
2.2.4. Имунологические иcследования.
У школьников изучали показатели общей резистентности организма и ротовой полости[41].
Для исследования проводили забор венозной крови и ротовой жидкости. Забор исследуемых материалов производился натощак. Полость рта перед сбором слюны ополаскивалась кипяченой водой, но чистка зубов не проводилась.
В периферической крови определяли факторы клеточного звена иммунитета - количество популяций и субпопуляций Т-лимфоцитов (СД2, СДЗ, СД4, СД8) и гуморального звена иммунитета - количество В-лимфоцитов (СД19, СД22), оценки естественных килеров (СД57) и уровень иммуноглобулинов А, G, М, Е. Изучали также фагоцитарный индекс (процент фагоцитов из числа сосчитанных нейтрофилов), фагоцитарное число (среднее число микробов, поглощенное одним активным