РАЗДЕЛ 2
ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Объекты клинических исследований
Для реализации задач и достижения цели исследования было обследовано 144 ребенка в возрасте от 7 до 16 лет, обратившихся на консультацию и принятых на лечение на кафедру стоматологии детского возраста Донецкого государственного медицинского университета. Наблюдение за детьми осуществлялось на протяжении 6 лет, что позволило изучить динамику заболеваемости зубочелюстными аномалиями и отдаленные результаты лечения.
Дети были распределены на три возрастные группы:
I группа - дети в возрасте от 6 до 9 лет (период раннего сменного прикуса);
II группа - дети 9-12 лет (период позднего сменного прикуса);
III группа - дети 12-16 лет (период формирующегося постоянного прикуса).
По возрастным группам и полу дети были распределены следующим образом (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Распределение детей по возрасту и полу.
ПолДети в возрасте 6-9 летДети в возрасте 9-12 летДети в возрасте 12-16 летВсегоабс.%абс.%абс.%абс.%М2840,6635,31831,15236,1Ж4159,41164,74068,99263,9Всего6947,91710,45840,3144100 Возраст 9 лет в первой группе соответствовал 8 годам 11 месяцам и 29 дням, во второй - полным 9 годам. 12-летними во второй группе считались дети в возрасте 11 лет 11 месяцев и 29 дней, а в третьей группе - дети, которым исполнилось 12 лет.
С учетом многообразия клинической картины зубочелюстных аномалий, а также сложности изменений различных структур челюстно-лицевого скелета в работе использовались следующие классификации зубочелюстных аномалий: Энгля, Бетельмана А.И., Каламкарова Х.А., Хорошилкиной Ф.Я., Ильиной-Маркосян Л.В., классификация ВОЗ [84]. При постановке диагноза использована алгоритмическая схема, разработанная Хорошилкиной Ф.Я. [84].
Распределение детей по количеству аномалий прикуса, аномалий зубных рядов и отдельных зубов представлено в таблице 2. 2.
Таблица 2. 2
Распределение детей по количеству аномалий прикуса, аномалий зубных рядов и отдельных зубов.
Пол Количество детей с ЗЧАвсегос аномалиями прикусас аномалиями зубных рядовс аномалиями отдельных зубовабс.%абс.%абс.%абс.%М5236,13261,5*4076,9*3061,5*Ж9263,97278,3*7480,4*5660,9*Всего144100,010472,211476,98653,8 Примечание. * - процент детей с аномалиями от количества детей соответствующего пола.
Количество детей c учетом половой принадлежности с аномалиями прикуса, зубных рядов и отдельных зубов в различные периоды формирования прикуса показано на рисунках 2.1, 2.2, 2.3. Динамика прироста зубочелюстных аномалий у детей по периодам формирования прикуса показана на рисунке 2.4.
сменный прикуспостоянный прикус Рис. 2.4. Динамика прироста зубочелюстных аномалий у детей в различные периоды формирования прикуса.
Как следует из таблицы 2.2, у 104 детей были диагностированы аномалии прикуса, при этом у 40 человек определялись аномалии прикуса в одной плоскости, у 58 - в двух плоскостях, у 6 - в трех плоскостях. Общее количество аномалий прикуса составило 199. Распределение детей с сагиттальными аномалиями прикуса показано в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Распределение детей с сагиттальными аномалиями прикуса.
Дети,
имеющие сагиттальные аномалии прикусаАномалии прикуса в сагиттальной плоскостивсегосочетающиеся с аномалиями прикуса в других плоскостяхс глубоким с открытымс перекрестнымс глубоким и перекрестнымДистальный прикус7448475Мезиальный прикус172292 Вертикальные и трансверзальные аномалии обычно сочетались с сагиттальными. Как самостоятельная аномалия прикуса глубокий прикус был выявлен у двух детей (из 63 случаев глубокого прикуса), перекрестный прикус - у 5 детей (из 31 случая перекрестного прикуса). Из 14 случаев открытого прикуса 9 случаев были сочетанными: 4 - с дистальным, 2 - с мезиальным, 3 - с перекрестным.
У 36 детей 6-9 лет лечение было начато в период раннего сменного прикуса, остальные находились под наблюдением до периода позднего сменного прикуса. У 27 детей 9-12 лет лечение было начато в соответствующем периоде, а 25 человек оставались под наблюдением до периода формирующегося постоянного прикуса, после чего всем детям было проведено ортодонтическое лечение.
106 человек закончили лечение, 23 - находятся на лечении в стадии завершения, 15 - не закончили лечения по различным причинам.
Выполнено и изучено 350 фотографий лица, состояния прикуса в фас и в боковых проекциях, диагностических моделей челюстей, изготовлено 468 пар диагностических моделей челюстей и выполнено 11700 измерений параметров на моделях. Проанализировано 204 ортопантомограммы (у всех 144 начальные, 60 по окончании лечения), 24 внутриротовых прицельных рентгенограммы (изготавливались при необходимости уточнения данных ортопантомографии), проведен анализ 140 телерентгенограмм головы в боковой проекции - 104 телерентгенограммы до лечения и 36 после лечения, выполнено 5040 измерений параметров.
2.2. Методы исследования
В работе применены следующие методы исследования:
1) клинический;
2) фото- и антропометрический;
3) биометрическое изучение диагностических моделей челюстей;
4) рентгенологический - изучение ортопантомограмм, внутриротовых рентгенограмм, боковых ТРГ головы;
5) статистический.
2.2.1. Клинический метод.
Для проведения клинического обследования пациентов был взят за основу алгоритм Ф.Я. Хорошилкиной, Ю.М. Малыгина [84]. Клиническое обследование пациентов состояло из сбора анамнеза, внешнего осмотра, осмотра полости рта, проведения клинических функциональных проб. Данные регистрировались в амбулаторной карте стоматологического больного.
2.2.2. Фото- и антропометрический методы.
Фотографирование лиц пациентов (в анфас и профиль), зубных рядов, прикуса в прямой и боковой проекциях, диагностических моделей челюстей осуще