РАЗДЕЛ 2
КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА МОРСКИХ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ
2.1. Теоретические положения формирования конкурентной среды
морских торговых портов
Сфера портовых услуг - это очень специфичная отрасль экономики. Относится она числу наименее исследованных, не только в отечественной, но и в мировой экономике. Достаточно сказать, что в международной классификации товаров и услуг портовые услуги до сих пор не получили своего признания. Международная статистика предоставляет ограниченные сведения о структуре мировой торговли услугами. Так, например, в мировой практике торговля услугами разделяется только на четыре вида - (1) фрахтовые услуги, (2) остальные транспортные услуги, (3) туризм и (4) прочие услуги. Портовые услуги, при этом, включаются во фрахтовые услуги [69]. В Украине структура торговли услугами в статистике представлена гораздо шире [80].При этом портовые услуги включаются в прочие услуги морского транспорта.
Экономика Украины находится на переходном этапе к рыночным отношениям. В этих условиях многое зависит от того, насколько глубоко рыночная философия проникает во все отрасли, включая и сферу портовых услуг. Многие фундаментальные понятия рыночной экономики с трудом внедряются в повседневную деятельность на уровне отечественной макро- и микроэкономики. Это объясняется недостаточностью научных разработок многих базовых принципов и понятий рыночной экономики, в частности, и такого принципиально важного понятия, как "конкурентная среда".
В отечественной и зарубежной литературе по вопросам рыночной экономики этому понятию, к сожалению, уделяется очень мало внимания. Если во многих работах в области теории и практики рыночной экономики и современного маркетинга широко рассматриваются вопросы формирования и развития внешней и внутренней, рыночной и деловой среды, то вопросы, касающиеся конкурентной среды, остаются совершенно без внимания. В фундаментальных работах по вопросам конкуренции [1,6,44,47,75,78] нет даже определения понятия "конкурентная среда".
Конкурентная среда - это "среда обитания" хозяйствующих субъектов. В определенном смысле ее можно сравнить с внешней средой. Конкурентная среда, как и внешняя среда, не поддается контролю со стороны отдельного субъекта. Конкурентная среда представляет собой часть внешней среды, состоящей из двух подсистем: среды прямого воздействия и среды косвенного воздействия [56]. Некоторые факторы той и другой среды при определенных условиях могут быть отнесены к конкурентной среде в той мере, в какой они оказывают воздействие на формирование и развитие конкурентоспособности хозяйствующих субъектов (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Основные факторы, формирующие конкурентную среду
Конкурентная среда как среда обитания хозяйствующих субъектов, зависит от множества различных факторов и в наибольшей мере макроэкономических. В зависимости от этих факторов конкурентную среду рекомендуется разделять на два вида [83]: конкурентную среду, контролируемую государством, и конкурентную среду, контролируемую рынком.
На наш взгляд такое разделение обладает существенным недостатком. Оно не учитывает переходной период развития экономики. История общественного развития, начиная от первобытнообщинного строя до современной системы глобализации мировой экономики, неоднократно преодолевала переходной период от одного типа экономики к другому. Каждый раз для процесса переходных отношений было характерно формирование маргинальных (пограничных) условий, когда наблюдался процесс взаимодействия и противодействия разных экономических систем.
В зависимости от типа макроэкономики мы предлагаем разделять конкурентную среду на централизованную, маргинальную (переходную) и рыночную.
Централизованная конкурентная среда характерна для государств, ориентированных на государственный тип макроэкономики. Такая конкурентная среда доминировала в Украине до 90-х гг. прошлого столетия, когда ее экономика развивалась и регулировалась централизованно. Хозяйствующие субъекты - производители и потребители товаров или услуг - строили свои отношения на планово-централизованной основе. Так, например, в портовой системе загрузка перегрузочных мощностей определялась вышестоящими органами.
В результате такой конкурентной среды в портовом хозяйстве Украины на уровне отдельного порта формировалось и развивалось консервативное отношение к стратегии развития, поскольку все вопросы стратегии решались с позиций народнохозяйственного эффекта без учета комплексного потенциала порта (кадрового, организационно-технического, социально-экономического и геополитического). В итоге вся система портового хозяйства - от министерства до отдельного порта, перегрузочного терминала и даже комплексной бригады докеров-механизаторов - работала как единый механизм, в котором роль регулятора хозяйственных отношений играл центральный орган. Как следствие этого, конкуренция между портами носила соревновательный характер, где совершенно не оставалось места для управленческого риска и ответственного рыночного предпринимательского решения на уровне отдельного порта.
Маргинальная конкурентная среда характерна для переходной экономики, когда административные меры со стороны центральных органов государственного управления широко сочетаются с рыночными отношениями. Особая роль в формировании конкурентной среды в условиях переходной экономики принадлежит государственному регулированию и методам государственного воздействия на формирование конкурентных отношений. Без них невозможно формирование национального рынка и рыночной конкурентной среды.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что в условиях переходного периода неизбежна активная роль государства в управлении хозяйственными отношениями на различных уровнях экономики. Однако это должно вести не к сохранению старых форм и методов управления, а к формированию нового хозяйственного механизма,