ГЛАВА 2 Базовые универсалии интерпретационных
процессов в герменевтических ситуациях понимания.
2.1 Интерпретация в устной сфере коммуникации. . . . 104
2.2 Интерпретация письменных текстов. . . . . . . . . 121
2.3 Интерпретационные механизмы перевода. . . . 137
ВЫВОДЫ 2 ГЛАВЫ . . . . . . . . . . . . . . 152
ВЫВОДЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . 158
ВСТУПЛЕНИЕ
Данное диссертационное исследование посвящено проблеме определения методологического статуса, современного содержания а также функций и механизма интерпретации как вида познавательной деятельности.
Диссертация относится к области философских исследований, в которой решается проблема методологического обеспечения целенаправленной познавательной и практической деятельности с учетом диалектической изменчивости объекта и предмета познания и практики. Данное исследование ставит задачу способствовать разработке категориального аппарата и методологического инструментария философии и обеспечения научной рефлексии теоретического мышления. В основу исследования положены анализ и оценка результатов уже осуществлённых подходов и попытки современного методологического осмысления интерпретационной деятельности.
Актуальность темы. Сегодня все чаще ставится вопрос об уровне методологической культуры общества и о том, что методологическое обеспечение предполагаемого результата и выявление спектра способов его достижения становится важнейшим условием успеха познавательного процесса. Ощутимо назрела практическая потребность в методологическом обеспечении, которую испытывают не только ученые, но и практические работники, специалисты-профессионалы всех профилей.
Эффективность многих форм человеческой деятельности, в том числе и познавательной, принципиально зависит от того, насколько адекватно и глубоко осуществляется интерпретация ее смысла. Неслучайно поэтому в наши дни эта проблема становится, можно сказать, ключевой в методологических исследованиях, а также в сопряженных с ними и демонстрирующих свою практическую актуальность исследования различных областей знания.
Фактически, на наших глазах формируется новый постмодернистский вариант философии жизни и разворачивается постнеклассический этап развития методологии познания. Современный этап развития научно-теоретической деятельности человека, прежде всего наук о человеке, ведет к постановке таких серьёзных философских проблем как проблема выяснения методологического статуса, современного содержания и функций интерпретации как вида познавательной деятельности, сравнимых по своей глубине и значимости с проблемами экологии.
Проблемы интерпретации и понимания тесно связаны с анализом мышления, знаний, языка, коммуникации и др. Поэтому при рассмотрении данных вопросов нам пришлось обратиться к междисциплинарному подходу, что и позволило более четко обнаружить связь уровня философской методологии с методологией целого ряда теоретических и прикладных дисциплин и служит базой для теоретического, методологического обобщения и поиска единой концептуальной схемы процесса интерпретации как вида познавательной деятельности.
Известно, что в познавательной деятельности и формировании знания мы опираемся на смыслополагание или раскрытие уже существующих смыслов, на постижение знаков - интерпретацию, следовательно, мы неизбежно выходим на проблемное поле герменевтики, а субъект представляется как "человек интерпретирующий". Ведущие специалисты в данной области отмечают, что опыт герменевтики может быть полезен для преодоления ограниченности традиционной методологии познания, где представлен предельно абстрактный субъект в форме чувственного или логического знания (абстрактно-теоретического), а проблема языка вынесена за ее пределы. Необходимо найти способ введения в методологию познания не только теоретизированного, трансцендентального "сознания вообще", но менее абстрактного, целостного субъекта, в единстве его мышления, воли, чувств, веры, повседневной жизни, поэтому необходимо учесть опыт герменевтики и осуществить диалог традиций и различных современных подходов к субъекту, познанию в целом.
С целью определения степени разработанности проблемы в работе проведен анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблемам интерпретации, понимания, объяснения вообще и методологическим проблемам интерпретации в частности, который позволяет сделать вывод о том, что проблематика исследования (выявление и изучение сущности, структуры, функций и возможностей интерпретации) являлась всегда одной из самых актуальных в философии со времен античности и остается таковой как для зарубежной, так и для отечественной философии и методологии.
Методологическим центром исследования данной проблемы является герменевтическая традиция понимания интерпретации (Ф.Шлейермахер, В.Дильтей, М.Хайдеггер, Г.Г Гадамер, П.Рикер и др.) В ХХ веке начало философско-методологической рефлексии над гуманитарным познанием положили работы В.Дильтея. Основной тезис Дильтея о спе