Ви є тут

Підвищення ефективності управління діяльністю торговельного підприємства

Автор: 
Акіф Юзеф Мухамед Аль-Зіадат
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
3403U000191
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
Исследование эффективности хозяйственной деятельности
торговых предприятий
2.1. Анализ механизма управления торговыми
предприятиями в Украине и Иордании.
В предыдущей главе мы рассмотрели общеметодологические вопросы, касающиеся
переориентации управления торговыми предприятиями на маркетинговую основу, а
также особенности оценки эффективности деятельности предприятий в современных
условиях хозяйствования. Где, кроме всего прочего, предположили, что маркетинг
в торговле обладает специфическими свойствами, характерными для сферы
обращения. Это, а также объективная необходимость переориентации управления на
ситуационный и стратегический подходы, как основу реализации маркетинга на
практике, позволило прийти к выводу, что для оценки эффективности деятельности
торгового предприятия необходимо применение качественно новой методики анализа.
Новизна предлагаемой нами методики заключается в дополнении традиционной схемы
оценки эффективности показателями, характеризующими финансовое состояние
предприятия. Это позволит более точно диагностировать экономический потенциал
предприятий торговли и выбирать более реальные и оптимальные пути их развития.
Следующей ступенью исследования, на наш взгляд, является изучение специфики
функционирования народнохозяйственного комплекса в Украине и Иордании,
торговли, как его составляющей, а также особенности управления крупными
торговыми предприятиями.
Представление о месте и значимости торговли в структуре отраслей хозяйственного
комплекса, динамике и тенденциях ее развития можно сформировать на основе
проанализированных нами статистических данных по Донецкой области.
Использование в качестве объекта анализа процессов, происходящих в торговле
Донецкой области, представляется правомерным в силу значительности ее объемов.
Так, в обще украинском объеме товарооборота удельный вес Донецкой области
составляет 9,69%, что значительно больше, чем товарооборот соседних областей.
Удельный вес товарооборота предприятий торговли Донецкой области превышает
аналогичный показатель по торговле Днепропетровской области на 2,1%,
Запорожской - на 4,51%, Луганской - на 5,32% (см.табл.А.1.1).
Рассмотрим, прежде всего, данные о структуре основных производственных и
непроизводственных фондов предприятий различных сфер хозяйственного комплекса
Донецкой области (см.табл.А.1.2.). Из таблицы видно, что основные фонды
торговли и общественного питания имеют наименьший удельный вес. Это оправдано,
с одной стороны, спецификой торговли как отрасли хозяйственного комплекса, и с
другой - спецификой Донецкой области, как крупного индустриального центра.
Необходимо отметить также, что в течение исследуемого периода произошло
сокращение удельного веса основных фондов торговли и общественного питания с
1,8% в 1999 году до 1,7% в 2000 году. Информацию о динамике основных фондов в
стоимостном выражении можно получить из данных табл. А.1.3. Анализ их
показывает, что в Донецкой области происходит уменьшение основных
производственных и непроизводственных фондов. Исключение составляют: транспорт
и связь (среди производственных отраслей); просвещение (среди
непроизводственных). Что касается торговли, то в течение 1999-2000 г.г. ее
основные фонды сократились на 706 тыс.грн. или 32,58% и составили 1461 тыс.грн.
Это объясняется, в первую очередь, тем, что большинство предприятий не могут
адаптироваться к условиям рынка, следствием чего является банкротство и
ликвидация.
Значимость отрасли, как известно, во многом зависит и от объема получаемой ею
прибыли (см. табл. А.1.4). Основная тенденция по этому параметру хозяйствования
в Донецкой области - снижение объемов прибыли. Исключение составляют лишь
некоторые отрасли, среди них и торговля, где только за проанализированные 4
года (1997- 2000 г.) объем получаемой прибыли увеличился с 34,3млн.грн. до
137,8 млн.грн. Обусловлено это многими факторами, среди которых значительная
доля прибыли приходится на конкурентов таких, как формальные и неформальные
рынки по продаже продовольственных и непродовольственных товаров, объемы
деятельности которых и приносимые ими доходы трудно определить (по некоторым
официальным статистическим данным на эту форму торговли приходится около 29%
продаж - см.рис.2.1.). Кроме того, экономический кризис спровоцировал некоторый
рост платежеспособности населения.
Рис. 2.1.Структура продаж по формам торговли по Донецкой области в 1999 году.
Условные обозначения: 1 – розничный товарооборот предприятий торговли; 2 –
товарооборот продовольственных рынков; 3 – товарооборот непродовольственных
рынков; 4 – товарооборот неформальных рынков.
Экономическая нестабильность вызвала к жизни и явление банкротства. Все больше
предприятий, в силу различных причин, терпят крах при осуществлении
хозяйственной деятельности. Свидетельство тому - данные об удельном весе
убыточных предприятий в общем количестве предприятий отрасли по Донецкой
области (табл.А.1.5.).
В исследуемом периоде в торговле он незначительно сократился с 39,6% в 1999
году до 35,0% в 2000 году. Эта тенденция не может рассматриваться позитивно,
т.к. в исследуемом периоде значительно увеличилась численность торговых
предприятий в области. Итак, основные тенденции в развитии торговли, как
отрасли хозяйственного комплекса: объем основных фондов торговли уменьшился;
прибыль, получаемая торговлей, имеет тенденцию к росту; сокращается удельный
вес убыточных предприятий отрасли.
Рассмотрим специфику проявления этих тенденций и их причины. Остановимся на
основных показателях развития розничной торговли Донецкой области (таб