Ви є тут

Методика навчання курсантів-пілотів льотної екс-плуатації повітряних суден на міжнародних авіалініях.

Автор: 
Пащенко Галина Станіславівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
3403U001366
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2.
Обоснование и разработка методики обучения
курсантов-пилотов ведению радиообмена в процессе
летной эксплуатации воздушных
судов на международных авиалиниях в
экстремальных условиях полета
2.1. Теоретические посылки разработки методики обучения
курсантов-пилотов ведению радиообмена в процессе
летной эксплуатации воздушных судов
на международных авиалиниях в экстремальных
условиях полета.
Профессиональная надежность ведения радиообмена на английском языке на
международных воздушных трассах лежит в основе фундаментального образования
операторов особо сложных систем управления.
Совершенствование авиационной техники на современном этапе ее развития ведет к
усложнению оборудования, увеличению количества пилотажно-навигационных
приборов, а следовательно, к расширению объема переработки поступающей пилоту
информации, появление дефицита времени при принятии решения, управлении
самолетом и ведении радиосвязи на английском языке. То есть, в авиации наиболее
ярко проявляется интеллектуализация профессиональной деятельности при заметном
снижении физической активности во время выполнения полетов.
Данные ученых показывают, что именно по причине физиологических и
психологических особенностей деятельности летного состава в последние годы
произошло свыше половины авиационных происшествий, главным образом, из-за того,
что авиационная техника требует в ряде случаев мобилизации всех физиологических
и психофизиологических возможностей человека [38, 48, 54, 73, 74, 75, 76, 85,
138, 142, 143].
При распространении понятия "человеческий фактор" на деятельность других
категорий авиаспециалистов (технический персонал, авиационные диспетчера,
специалисты групп руководства и обеспечения полетов и т.д.), количество
авиационных происшествий по человеческому фактору приближается к 100%.
Ошибочные действия летного состава служат важнейшей характеристикой причин
авиационных происшествий, связанных с человеческим фактором [38, 45, 72, 87,
138, 142, 143].
Человеческий фактор имеет определенную структуру и сложный характер
взаимодействия составляющих. Слагаемыми человеческого фактора являются
следующие компоненты:
* социально-психологические;
* медицинские;
* физиологические;
* психофизиологические;
* инженерно-психологические;
* эргономические и т.д.
Поскольку речь идет о профессиональной надежности летного состава, таким
образом возникает необходимость дать определение этому понятию. Под
профессиональной надежностью мы понимаем стабильность интеграции мотивационных,
эмоциональных, интеллектуальных, психофизиологических, психологических и
физических компонентов деятельности, направленных на эффективное выполнение
пилотом профессиональных функций в экстремальных режимах в заданное время [38,
73, 74, 75, 85].
В зависимости от характера полета темп поступления сигналов к пилоту колеблется
в очень широком диапазоне. При этом как большой, так и малый темп одинаково
неблагоприятно отражаются на деятельности пилота. При большом темпе пилот, имея
определенную скорость восприятия сигналов, пропускает часть информации
безвозвратно. Объясняется это пропускной способностью центральной нервной
системы, которая является одноканальной системой. Если на вход центральной
нервной системы поступило одновременно два сигнала, то один из них будет
принят, реализован, а другой, в зависимости от важности, либо будет дожидаться
своей очереди, либо вообще не будет принят [73, 74, 75, 98, 117].
Для "парирования" отказов, сложных по принятию решения, необходимы такие
качества, как оперативная память и мышление, эвристическое мышление, волевые
качества (решительность, настойчивость, смелость), находчивость, смекалка,
специальные знания, опыт и целый ряд других.
Отказы, отнесенные к сложным по реализации решениям, характеризуются
необходимостью применения для их "парирования" действий быстрых, точных, высоко
координированных.
В критических ситуациях, т.е. в ситуациях отказов пилотажно-навигационных
приборов и систем самолета, уже недостаточно ни летной подготовленности, ни
устойчивости организма пилота к экстремальным факторам полета. Здесь необходим
особый вид подготовки летного состава при помощи альтернативно-поисковой
деятельности в экстремальных условиях.
Таким образом, деятельность пилота в критических ситуациях обеспечивается
знаниями, навыками и умениями, адаптационными механизмами к экстремальным
факторам полета, устойчивостью эмоционально-волевой сферы, высоким развитием
поисково-исследовательских компонентов деятельности и способностью
корректировать реализацию решения в зависимости от сложившейся ситуации [38, 44
, 45, 55, 117].
Устойчивость к стрессу, сохранение деятельности в экстремальной ситуации
определяется высоким уровнем профессионального мастерства, направленностью
личности, мотивами поведения, готовностью к активным действиям. Члены экипажа
для успешной эксплуатации воздушного судна должны владеть строго определенными
приемами (алгоритмами) рассуждений и действий, применение которых позволяет в
любой ситуации достичь поставленной цели [54, 72, 73, 74, 85].
Алгоритмизация обучения [73, 85] необходима для профессионального становления
пилота. Но конкретное содержание алгоритмов не может учесть всего объема
деятельности пилота, так как нельзя запрограммировать все возможные осложнения
и ситуации, с которыми может столкнуться пилот в реальной деятельности. То
есть, практика может предъявить алгоритмически неразрешимые задачи.
Традиционные методы, принципы, содержание, формы обучения авиационному
английскому языку не дают положительного результата, так как обучение формирует
знания, на