РАЗДЕЛ 2. ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ
В ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
2.1. Международный опыт и зарубежное законодательство в сфере регулирования электронного документооборота
Как только стало очевидным, что бурное развитие электронных средств телекоммуникации и связанной с этим электронной коммерции, является объективной реальностью, сразу же начали формироваться правовые нормы для вновь возникших отношений. В начале этого процесса предпринимались попытки решить проблемы электронной коммерции путем объявления открытых компьютерных сетей киберпространством или четвертым интернациональным пространством, наряду с Антарктикой, космосом и открытым морем [79].
Было также движение за самоуправление в сети Интернет [80]. Смысл его состоял в том, что в связи с глобальным характером электронной коммерции законодательство должно быть сведено к минимуму, стать последовательно международным и прозрачным, соответствовать четко обозначенным целям, обеспечивать доверие, эффективность и унифицированные правила поведения. Глобальный и разветвленный характер экономики с использованием электронных средств телекоммуникации делает невозможным ее регулирование каким-либо правительством или государственным органом. Поэтому как результат - предпочтение было отдано методу саморегулирования [81, с. 11].
Современный глобальный бизнес-диалог должен быть настроен на предложение ясных и конкретных решений и разработку правил или Кодексов поведения, относящихся к нормам саморегулирования в бизнесе [82, с. 93], которые целесообразно формировать на основе консультаций с правительствами государств и международными организациями.
Однако в данный момент общество больше всего продвинулось в вопросе унификации законодательного регулирования отношений в области электронной коммерции за счет работы в международных организациях.
Многие организации в той или иной мере касаются вопроса регулирования электронного документооборота, что связано с все более расширяющейся сферой применения электронной коммерции, т. е. осуществления сделок с использованием сети Интернет. Здесь электронный документ является тем фундаментом, без которого вообще невозможно существование электронной коммерции.
Результатом деятельности международных организаций стало создание стандартов и правил электронного документа и электронного документооборота. В дальнейшем они должны быть имплементированы в национальные законодательства, чтобы во всем мире существовала единообразная система электронного документооборота и, следовательно, электронной коммерции.
Основными органами, которые вырабатывают международные требования и рекомендации по процедурам и правилам электронного документооборота, являются Комиссия по предпринимательству, упрощению деловой практики и развитию в рамках Конференции ООН по торговле и развитию, Комиссия ООН по праву международной торговли и Центр по упрощению процедур международной торговли в рамках Европейской экономической комиссии, Международный Телекоммуникационный Союз, представляющий собой специализированное агентство по телекоммуникациям при ООН. Кроме этого, 4 марта 2000 года с целью стандартизации в области электронной торговли (и электронного документооборота) был подписан протокол о взаимопонимании, объединяющий Международную Электротехническую комиссию (IEC), Международную организацию по стандартизации (ISO), Международный телекоммуникационный союз (ITU).
Но, следует подчеркнуть, что ведущая роль в развитии правил электронного документооборота исторически принадлежит UNCITRAL и Европейскому Совету. К их основным документам относятся:
* Модельные2 законы UNCITRAL "Об электронной коммерции" (принят на 29-й сессии UNCITRAL в Нью-Йорке, 28.05.1996-14.07.1996 г.) [83] и "Об электронных подписях" (принят на 34-й сессии UNCITRAL в Вене, 25.06.2001-13.07.2001 г.) [84];
* Директива 2000/31/ЕС Европейского парламента и Совета от 8 июня 2000г. "О некоторых правовых аспектах услуг информационного общества, в том числе электронной коммерции, на внутреннем рынке" (Директива "Об электронной коммерции") [85, с. 1-12] И Директива Европейского парламента и Совета 1999/93/ЕС от 13 декабря 1999г. "О правовых основах Сообществ для использования электронных подписей" (Директива "Об электронных подписях") [86, с. 12-18].
Необходимо остановиться на некоторых из указанных выше актов, и, в первую очередь, рассмотреть два модельных закона UNCITRAL. Оба они - закон "Об электронной коммерции" и "Об электронных подписях" - основной упор делают на обеспечении юридического статуса электронным документам при использовании его в электронной коммерции.
История Модельного закона "Об электронной коммерции" берет свое начало в 1984 г. с рассмотрения на семнадцатой сессии UNCITRAL доклада Генерального секретаря "Правовые аспекты автоматической обработки данных" [87] и доклада Секретариата "Правовая ценность компьютерных записей" [88]. В данных документах отмечалось, что основная проблема для широкого внедрения средств телекоммуникаций в коммерческой деятельности - это требование бумажной формы документов, содержащееся в национальных законодательствах всех стран. Поэтому указывалось на необходимость проведения работ по изменению правовых норм стран-членов таким образом, чтобы можно было использовать электронное сообщение в качестве доказательства в суде, чтобы обеспечивалась одинаковая юридическая сила за письменными и бумажными документами, признавались новые технические способы подписания электронных документов.
Значение данных двух докладов на дальнейшее развитие международного законодательства электронного документооборота трудно переоценить. Они являлись начальной точкой процесса нормотворчества, хотя их практическое применение оказалось затруднительным вследствие отсутствия механизма реализации закрепленных в них положений.
Дальнейшая эволюция международного законодательства электронного обмена данными проходила путем создания Модельного закона. Такой подход обеспечи