Ви є тут

Соціальні протиріччя у Збройних Силах та механізм їх розв'язання в умовах трансформації українського суспільства (соціально-філософський аналіз)

Автор: 
Громико Олег Васильович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U003809
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕХАНИЗМ РАЗРЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ УКРАИНЫ В
УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА
2.1. Сущность механизма разрешения противоречий в вооруженных силах и его
функции
Анализ социальных противоречий в Вооруженных Силах Украины в период
трансформации важен не сам по себе, а в силу того, что позволяет глубже
взглянуть на развитие тех или иных процессов и явлений социальной
действительности, выявить механизм их разрешения. В предыдущем разделе была
рассмотрена сущность, структура, классификация социальных противоречий в
вооруженных силах в переходный период. Опираясь на эти положения, необходимо
проанализировать механизм разрешения социальных противоречий, особенности этого
процесса на современном этапе развития, обосновать основные направления
оптимизации механизма разрешения противоречий в Вооруженных Сил Украины.
Решение этих задач является целью настоящего раздела.
Современный этап развития общества наглядно свидетельствует о том, что несмотря
на имеющиеся теоретические разработки рассматриваемой проблемы, социальные
противоречия, как правило, разрешаются методом проб и ошибок. Это наглядно
подтверждают многочисленные факты, характеризующие современный этап развития
общества, вооруженных сил, те процессы, которые в них происходят в настоящее
время.
Как уже отмечалось, закономерным этапом движения противоречия является его
разрешение. «Противоречия могут быть налицо, – отмечают П.В. Алексеев и
А.В. Панин – но развитие на этом уровне не будет иметь места. Чтобы быть
источником развития, противоречия должны разрешаться» [2, С. 561]. Проблема
разрешения противоречий является важной составной частью философского учения о
социальных противоречиях. Этот вопрос в настоящее время привлекает внимание
многих ученых обществоведов: философов, социологов и т.д., занимающихся
проблемами разрешения социальных противоречий, конфликтов. И это понятно, так
как гармоничное разрешения социальных противоречий имеет важное значение для
стабильного, поступательного развития различных социальных систем, в том числе
и вооруженных сил, конструктивного разрешения всего спектра обостряющихся
социальных противоречий.
Вместе с тем, нельзя не подчеркнуть, что теоретическое осмысление механизма
разрешения социальных противоречий в значительной мере отстает от требований
реальной жизни. Динамика трансформаций, происходящих в обществе, его
вооруженных силах, зачастую ведет к тому, что теоретическое обоснование
конструктивных способов разрешения социальных противоречий отстает от
требований общественной практики. Следствием этого является то, что многие
противоречия, имеющие место в жизни, разрешаются недостаточно эффективно, что в
свою очередь, оказывает негативное воздействие на развитие социальных систем
всех уровней.
Подход к разрешению социальных противоречий может осуществляется в
теоретическом и практическом аспектах. Существует различие между разрешением
противоречия в объективном мире и в мышлении. Методологическое значение
теоретического разрешения социальных противоречий можно осуществить путем
исследования их структуры, качественно-количественных характеристик соотношения
противоположностей, роли регулирующего фактора в их разрешении.
Вместе с тем, не менее важное значение имеет практический аспект разрешения
социальных противоречий. Говорить о механизме, средствах и методах разрешения
социальных противоречий – значит понимать этот процесс как управляемый.
В теоретическом рассмотрении механизма разрешения социальных противоречий
имеются определенные сложности, которые находят свое отражение в том, что в
научной литературе представлен широкий спектр различных точек зрения на данный
вопрос.
Наряду с плюрализмом концепций разрешения существует множество определений
понятия «разрешение противоречий». В современной литературе разрешение
противоречий и конфликтов некоторыми учеными обозначается такими терминами, как
«ликвидация», «исчезновение», «устранение» противоречия. Применение этих
терминов, по мнению диссертанта, является вполне оправданным в обыденной жизни,
но не совсем правомерно с позиции социально-философского анализа, так как
противоречие не может «исчезнуть» или «ликвидироваться», оно имманентно присуще
любому явлению или процессу социальной жизни, будет меняться лишь степень
развитости или его внешнего проявления, может также изменяться его качественное
содержание. Кроме того, если понятие «разрешение противоречия» отражает
содержание определенного процесса, то «устранение противоречия» может быть
применимо к определению его результата, следствию данного процесса.
Так, в работе Т.Парсонса «Расовые и религиозные различия как факторы групповой
напряженности» [138] сущность разрешения противоречий рассматривается как
«снятие напряжения». По мнению диссертанта применение данного термина, для
обозначения разрешения противоречий требует соответствующих уточнений, так как
дефиниция «снятие напряжения» может иметь несколько смыслов: и как устранение
обострения противоречия, и как сохранение противоречия с разным соотношением
противоположностей, и как обозначение собственно процесса разрешения.
Другая группа ученых сходится во мнении, что под разрешением социальных
противоречий необходимо понимать диалектический процесс, содержание которого
составляет переход противоречия в новое качественное состояние, «диалектическое
отрицание» его основания и выход его на новый качественный уровень.
«Диалектическое отрицание не есть абсолютное, полное уничтожение старого, оно
предполагает сохранение в новом положительного старого,