ГЛАВА 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В НАПРЯЖЕННЫХ СИТУАЦИЯХ
2.1.Организация и методическое обеспечение эмпирического
исследования
Предметом нашего исследования явились особенности эмоциональной регуляции профессиональной деятельности учителя в напряженных ситуациях.
В основу данного исследования были положены предположения о том, что существует связь между особенностями напряженных педагогических ситуаций и характером эмоциональной регуляции в них деятельности учителя, и что свойства эмоциональной сферы личности учителя и особенности эмоциональной регуляции его деятельности составляют комплекс устойчивых индивидуальных особенностей, проявляющихся в преобладающих способах эмоционального реагирования. Мы предполагали также, что умения эмоциональной саморегуляции как особого уровня эмоциональной регуляции могут быть развиты средствами социально-психологического тренинга.
С целью экспериментальной проверки гипотезы содержание исследования включало в себя: 1) определение репрезентативной выборки; поиск, адаптацию, апробацию и разработку адекватного целям методического аппарата; 2) проведение собственно экспериментального исследования;
3) математический, теоретический и практический анализ полученных результатов; 4) изучение методов психологической коррекции эмоциональной сферы личности; 5) разработку и проверку эффективности программы тренинга развития у педагогов умений эмоциональной саморегуляции; 6) сравнение изучаемых показателей до и после тренинговой работы с целью подтверждения ее эффективности.
Всего в исследовании приняли участие 379 человек. Испытуемыми были учителя-предметники общеобразовательных школ (278 человек) и студенты педагогического вуза (101 человек). Возраст испытуемых учителей - от 20 до 66 лет, стаж педагогической работы - от 1 года до 45 лет.
Исследование проводилось в течение четырех лет (1999 - 2002 гг.) и состояло из трех этапов: подготовительного и двух основных (констатирующего и формирующего).
С целью проверки актуальности исследования и правильности подбора методик нами было проведено пилотажное исследование. Применялись следующие методы и конкретные методики:
1. Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера-Ю.Л.Ханина. Данный опросник использовался нами для оценки тревожности как индивидуального свойства учителей, а также оценки временного состояния тревоги, переживаемого учителями в определенных ситуациях.
2. Методика "Прогноз" применялась с целью уточнения особенностей поведения и психических состояний учителей в различных (в том числе стрессовых) ситуациях; выявления учителей с признаками нервно-психической неустойчивости.
На основном этапе эмпирического исследования для изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы педагогов и особенностей эмоциональной регуляции их профессиональной деятельности в напряженных ситуациях нами использовались следующие методы и конкретные методики:
1. Методика "Эмоциональные состояния". Эта методика была разработана нами с целью выявления эмоциональных состояний, наиболее часто переживаемых учителями в напряженных педагогических ситуациях. Она включает перечень положительных и отрицательных эмоциональных состояний и чувств [156; 232], а также две серии задач (по пять в каждой серии), представляющих собой педагогические ситуации с элементами напряженности. Ситуации были взяты из психолого-педагогической литературы [45; 86; 119]. Вступительная инструкция и содержание методики приведены в приложении А.
Стимульные педагогические ситуации-задачи подвергались процедуре ранжирования по степени (уровню) напряженности методом парного сравнения (рейтинга) группой экспертов-педагогов.
2. Письменный опрос. Учителям предлагалось самостоятельно назвать самые сложные, трудные, напряженные, экстремальные педагогические ситуации, с которыми они сталкивались в своей профессиональной деятельности, описать кратко содержание каждой ситуации, а также охарактеризовать свои эмоциональные реакции, чувства и состояния в данной ситуации.
3. Шкала "Проявления тревожности" (Дж.Тейлор - В.Г.Норакидзе). Данный личностный опросник использовался в нашем исследовании с целью измерения уровня тревожности учителей.
4. Методика "Прогноз". На основном этапе исследования она использовалась повторно (после пилотажного среза) для определения нервно-психической устойчивости педагогов и риска дезадаптации в стрессе.
5. Фрайбургский личностный опросник (FPI), форма В. Опросник валидизирован для диагностики состояний и свойств личности, имеющих первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения. В нашем исследовании он применялся с целью выявления индивидуальных особенностей эмоциональной сферы личности педагогов. При этом мы исходили из уровневой теории черт, принятой в психодиагностике личности, где выделяются конституциональные (базовые, темпераментальные), индивидуальные (характерологические) и личностные черты [130]. Использованный нами опросник FPI выявляет эмоциональные свойства, относящиеся к первым двум уровням черт - конституциональному и индивидному.
Опросник FPI содержит 12 шкал: невротичность, спонтанная агрессивность, депрессивность, раздражительность, общительность, уравновешенность, реактивная агрессивность, застенчивость, открытость, экстраверсия-интоверсия, эмоциональная лабильность, маскулинизм-феминизм.
6. Методика диагностирования эмоциональной зрелости личности, разработанная А.Я.Чебыкиным [205]. Данный опросник применялся нами для изучения таких особенностей эмоциональной сферы учителей как саморегуляция, эмпатия и экспрессивность с учетом их направленности по принципу интро-экстраверсии. Перечисленные качества выделяются как входящие в интегральное свойство, называемое эмоциональной зрелостью, и являются необходимыми предпосылками успешности познавательной и коммуникативной деятельн