РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
СТАНОВЛЕНИЯ АГРАРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1. Организационно - экономические условия функционирования субъектов предпринимательства в сельском хозяйстве
Предпринимательство в сельском хозяйстве Украины в настоящее время организационно представлено предприятиями со статусом юридического лица и физическими лицами, которые образуют личные крестьянские хозяйства без статуса юридического лица.
К предприятиям с юридическим лицом относятся фермерские хозяйства, частные предприятия с арендными отношениями, производственные сельскохозяйственные кооперативы, акционерные общества и различные хозяйственные товарищества (с ограниченной, дополнительной, полной ответственностью, коммандитные). Правовая форма товарищества пригодна и для небольшого количества учредителей. Для создания товарищества требуется, по меньшей мере, два учредителя. По опыту создания во многих таких товариществах не более десяти собственников имущества и земли. Главное условие функционирования этой формы - высокая степень доверия между участниками.
Образование и деятельность предприятий со статусом юридического лица регламентируются специальными законодательными актами Украины, определяющими минимальный размер уставного капитала и другие организационные рамки.
Степень и объемы регулирования деятельности сельскохозяйственных предприятий различных правовых форм зависят от их организационных особенностей, которые определяются уровнем ответственности участников по обязательствам предприятий.
Кроме того, предпринимательство в сельском хозяйстве развивается и без создания юридического лица.
Указом Президента Украины "Про невідкладні заходи щодо прискорення реформування аграрного сектора економіки" предусматривается поддержка развития личных крестьянских хозяйств. Разрешается присоединение земельных паев при выходе из состава коллективного сельскохозяйственного предприятия к приусадебной делянке без создания юридического лица. Закон предоставляет льготы таким предпринимателям по налогам и обеспечивает свободную индивидуальную предпринимательскую деятельность.
Все организационные формы предпринимательства в сельском хозяйстве можно объединить в два укрупненных блока: 1) индивидуальные (или семейные, если семья представлена как один собственник) частные хозяйства с юридическим лицом и без такового; 2) различные объединения собственников - хозяев, общей чертой которых является частная собственность + коллективное предпринимательство. В Украине на конец 2001г. частные формы предпринимательства представлены фермерскими хозяйствами - 41,6 тыс., частными предприятиями - 6,4 тыс. и личными крестьянскими хозяйствами - 12,5 млн. Коллективное предпринимательство представлено хозяйственными товариществами - 13,1 тыс., и кооперативами - 2,56 тыс.
Таким образом, в современном сельском хозяйстве страны сформировано предпринимательство рыночного типа. Его основу составляет - преимущественно частная собственность на основные производственные ресурсы (земля и имущество), частные и частно-коллективные организационные формы предпринимательской деятельности. На уровне предприятий их собственники-хозяева самостоятельно осуществляют сознательное управление производственно-коммерческой деятельностью. Связи между экономически и юридически суверенными предприятиями регулирует рынок. Иными словами, как и в рыночной экономике, основные проблемы организации производства - что, сколько, как и для кого производить, решаются посредством механизма рынка. Внутрипроизводственное планирование производства осуществляется исходя из сложившейся конъюнктуры рынка на данный товар и прогноза ее возможных изменений. Такая аграрная экономика известной мере огосударствлена. Государство (речь идет обо всех ветвях власти) обеспечивает необходимые условия для функционирования рыночно предпринимательской среды. Оно осуществляет комплекс мер экономического, юридического и административного характера направленных на становление и развития таких форм собственности и хозяйствования, при которых на уровне первичного звена есть индивидуальный или коллективный хозяин производства. Причем государство практически не вмешивается в горизонтальные связи, т.е. между хозяйствующими субъектами, не осуществляет снабженческо-сбытовые функции. Связи по вертикали по линии "государство - сельскохозяйственные предприятия" тоже претерпели существенные изменения. По крайней мере, сами по себе они не противоречат принципам рыночного хозяйствования.
Следовательно, та задача, о которой много говорили в начале реформы - "нет альтернативы рынку", созданию многоукладной экономики, в которой все субъекты обладают экономическим суверенитетом и равными правами - достигнута. И с этих позиций переходной период по отношению ко всей национальной экономике и ее аграрного сектора завершился. Государственно-плановая система хозяйства трансформирована в модель экономики рыночного типа. Именно в данном контексте, аграрную реформу следует оценить положительно.
Вместе с тем, рыночная трансформация социалистических аграрных отношений и создание на ее основе предпринимательства рыночного типа - не самоцель. Первые, как известно, были недостаточно продуктивны и эффективны. А поэтому сельское хозяйство в бывшем СССР, в том числе и в Украине, не обеспечивало решения продовольственной проблемы на должном уровне. Вполне можно заключить, что созданные новые формы предпринимательства в аграрной экономике должны быть высокопродуктивными и эффективными, восприимчивыми к достижениям научно-технического прогресса. При этом сельское хозяйство должно насытить рынок доступными для всех групп населения продовольственными товарами, а промышленность сырьем, обеспечить продовольственную безопасность страны. Включение аграрного сектора в мирохозяйственные связи, естественно, требует, чтобы он соответствовал мировому уровню. А его продукция была конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынках.
Социалистические формы аграрного хозяйств
- Київ+380960830922