РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
И ОРГАНИЗАЦИИ ЕГО ПОДДЕРЖКИ В АВТОНОМНОЙ
РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
2.1. Эволюция малого предпринимательства в Автономной республике Крым
Становление и функционирование отечественного предпринимательства в Украине осуществлялось под влиянием конкретных исторических условий, которые с одной стороны, способствовали развитию, с другой стороны, тормозили его. Предпринимательство как социальное явление не только поддается влиянию общественных процессов, но и само касается этих процессов, что также видоизменяет, трансформирует их.
Украинское предпринимательство зародилось в условиях так называемого посттоталитарного общества. Советская социально-экономическая и политическая система оказалась далекой и от капитализма, который в своем развитии получил существенную трансформацию, и от социализма - того социального идеала, к которому на протяжении многих столетий стремилось человечество, имея своей целью улучшить материальное и духовное состояние, достичь более совершенных форм и методов организации и самоуправления. От бывшего Советского Союза и Советской Украины, с характерным для них огосударствлением практически всех общественных отношений, независимая Украина получила монопольно-государственную, руководимую бюрократическим способом собственность; структурно-деформированную экономику в форме составной части "единого народнохозяйственного комплекса" СССР; неструктурированное гражданское общество, в котором основная роль принадлежит не личности, а трудовому коллективу, трудовую этику, построенную главным образом на принципах внеэкономической мотивации трудовой активности, что, безусловно, разрушало хозяйственную мотивацию и самоценность труда.
Проблема заключается сегодня в том, что решение задач переходного периода, и прежде всего рыночной трансформации экономики, развития предпринимательства и формирования частного сектора рыночного хозяйства положена на унаследованные от административно-командной системы бюрократические круги. Экономика Украины все еще остается высокомонополизированной. В ее структуре предпринимательство занимает пока незначительное место. По оценкам специалистов [113] для реализации политики рыночной трансформации экономики Украины необходимо создать 500 тыс. малых и средних предприятий. В реальной же действительности процесс формирования предпринимательства происходит медленно. Фактически предпринимательство в Украине на этапе зарождения оказалось без ресурсной, финансово-кредитной поддержки, информационного и кадрового обеспечения, правовой базы. Общий экономический спад, политическая нестабильность определили сложность и неустойчивость положения малых предприятий.
В Автономной республике Крым предпринимательство начало активно развиваться с появлением в 1986 году кооперативного движения. Кооперативная форма собственности была единственной формой собственности разрешенной на тот период помимо государственной. Следует отметить, что Союз кооператоров Крыма явился второй, после Народного фронта Латвии, общественно-политической организацией на территории бывшего СССР.
Первые законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий появились с 1988 года. "Положение об организации деятельности малых предприятий" (протокол № 6 от 06.06.1988 г. заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР) разрешило создание малых предприятий, они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распределении дохода. В разных отраслях промышленности и регионах страны после этого положения началось создание малых предприятий.
Закон СССР "О кооперации в СССР" от 26.08.1998 г. создал привилегированные условия одной форме собственности. Для кооперативов отменялись платежи в бюджет, появилась возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов. После принятия этого закона начался отток квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы.
К 1990-1991 году законодательство страны позволило создание других форм собственности негосударственного сектора. Союз кооператоров Крыма реорганизованный в Союз предпринимателей, объединил в предпринимательский сектор независимо от форм собственности - акционерные общества, частные, малые совместные предприятия и общества с ограниченной ответственностью, страховые компании, банки, биржи и другие.
В июне 1990 годы был принят Закон СССР "О предприятии в СССР", который объявил о равенстве организационно-правовых форм предприятий, основанных на любой форме собственности.
В сентябре 1990 года постановлением Совета Министров УССР № 278 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий" были определенны основные документы для государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы малому предпринимательству по налогообложению, амортизации и др. Началось активное создание малых предприятий во всех отраслях народного хозяйства, в первую очередь, в торговле, бытовом обслуживании, посреднической деятельности. Началась перерегистрация кооперативов в малые предприятия. Законом Украины "О собственности" (1991г.) признаны равноправными частная, коллективная и государственная формы собственности, что дало возможность организовать малые предприятия на основе частной собственности. А Закон Украины "О предприятиях в Украине" (1991г.) определил характеристики отнесения предприятий к малым по численности работающих.
Государственная поддержка предпринимательства в Украине активизировалась с 1991 года, когда был принят Закон Украины "О предпринимательстве". В соответствии с этим законом и целью создания благоприятных организационно-экономических условий для развития предпринимательства государство принимало на себя обязательства предоставлять в аренду землю, производственные и нежилые помещения, неиспользуемое оборудование, спо