Ви є тут

Гігієнічна діагностика психофізіологічної адаптації підлітків, що навчаються операторським спеціальностям

Автор: 
Герасименко Ольга Ігоревна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U000414
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
ОБЪЕКТ, ОБЪЕМ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве методологической основы изучения нервно-эмоционального напряжения как критерия донозологической диагностики процесса психофизиологической адаптации подростков, осваивающих операторские специальности в системе профессионально-технического образования, был использован принцип системного подхода. Согласно этому принципу, провоодился целевой физиолого-гигиенический анализ, отнесенный ко всем структурным уровням системы "подросток - учебно-производственная среда". Были изучены как внешние составляющие данной системы - профессионально-производственные факторы и условия обучения, так и внутренние - развитие функциональной системы обеспечения работы в целом и отдельные физиологические характеристики процесса профессиональной адаптации, что позволило выявить и объективно оценить закономерности процесса приспособления организма подростков к факторам учебно-производственной среды и разработать на этой основе комплекс гигиенических мероприятий по оптимизации процесса профессиональной адаптации [31, 32, 45, 119].
Все исследования проводились в условиях натурного эксперимента в ПТУ г.Харькова (№ 2, 13, 15, 16) и на местах производственной практики.
Под наблюдением, исходя из ведущей гипотезы работы, находились подростки-учащиеся ПТУ одного возраста и пола, которые проходили обучение производственным специальностям с различной степенью выраженности профессионально обусловленного НЭН: операторского (основная группа) и строительного профиля (группа сравнения) на различных сроках обучения. Объектами непосредственного наблюдения явились: 1) основная группа - подростки 17-18 лет, обучающиеся профессии оператора ЭВМ (при одногодичной системе подготовки) и подростки 15-16 лет, обучающиеся профессии оператора-наладчика робототехнических комплексов (РТК) (трехгодичная система подготовки), характер труда в которых связан со значительными требованиями к высшим психофизиологическим функциям; 2) группа сравнения - подростки 17-18 лет, обучающиеся профессиям "Штукатур" (на одногодичных отделениях СПТУ) и ШОПМС - подростки 15-16 лет, обучающиеся при комплексной трехлетней системе подготовки по смежным профессиям: штукатур, облицовочник-плиточник, маляр строительный, характер последующего труда в которых не предполагает наличия выраженного профессионально обусловленного НЭН.
Исходя из принципа стандартизации обследуемых контингентов, особое внимание уделялось идентичности жилищно-бытовых условий и питания подростков. Все обследуемые на протяжении обучения в ПТУ жили в общежитии, имели сходный режим и рацион питания в столовой училищ. Согласно существующей классификации [183] все обследованные относились к I и II группам здоровья.
Исследования функционального состояния организма подростков-учащихся на отделениях с трехгодичным периодом обучения проводились в начале периода обучения, в период начала производственной практики (через 1,5 года) и в конце периода обучения в ПТУ, при одногодичной системе - в начале и в конце обучения.
Исходя из цели работы, комплексная программа исследований включала 1) профессиографические исследования изучаемых профессий; 2) динамическое исследование функционального состояния организма подростков в процессе обучения; 3) изучение динамики становления профессионально значимых функций и личностных особенностей подростков как коррелятов НЭН; 4) исследование психоэмоционального состояния подростков-учащихся ПТУ; 5) изучение фонда макро- и микроэлементов и активности ферментов в различных биологических средах организма подростков; 6) создание модели формирования НЭН как критерия профессиональной адаптации подростков-учащихся ПТУ; 7) разработку и апробацию комплекса адаптогенных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья подростков, осваивающих профессии с профессионально обусловленным НЭН, оптимизацию процесса профессиональной адаптации и профилактику перенапряжения организма.
Соответственно поставленным задачам в работе использован комплекс адекватных методов исследования, отвечающих общепринятой унифицированной методической программе [220].
1. Изучение условий производственного обучения подростков.
1.1. Микроклиматические параметры на местах производственного обучения исследовались по общепринятой в гигиенической практике методике, включающей определение температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха.
1.2. Измерение производственного шума проводилось на каждом рабочем месте учащихся с помощью измерителя шума и вибрации " ВШВ-003 ". При этом исследовалось звуковое давление по общему уровню (дБА).
1.3 Исследование уровней освещенности на рабочих местах проводилось с использованием объективного люксметра "Ю-116" по коэффициенту естественной освещенности (КЕО,%), а также уровню искусственной освещенности (лк).
1.4. Определение запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны проводилось общепринятыми методиками. Содержание пыли определялось весовым методом после аспирации воздуха через фильтры типа АФА.
1.5. Изучение электромагнитных полей в рабочей зоне операторов, обслуживающих видеотерминалы, проводилось измерителем напряженности ближнего поля НФМ-1. При этом в 11 точках (рабочем месте оператора, на клавиатуре, экране дисплея, боковых, верхней и задней панели) определялась напряженность электрического (В/м2) и магнитного полей (А/м2), а также создаваемая ими энергетическая нагрузка в течение рабочего дня.1.6. Профессиографические исследования проводились в соответствии с методикой, разработанной Институтом гигиены и профилактики заболеванийдетей и подростков [220].
Моделирование деятельности подростков, осваивающих профессии оператора и строителя, проводилось методом профессиографического моделирования [111], суть которого состоит в определении необходимого уровня развития профессионально значимых психофизиологических функций (ПЗФ). При этом исходными показателями являлись удельный вес ПЗФ (ap), определяемый их рангом, т.е. степенью значимости для вып