Ви є тут

Підготовка майбутніх учителів біології до формування екологічної культури старшокласників

Автор: 
Чернікова Олена Василівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U000729
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ
К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ...............................................................74
2.1. Выявление критериев, показателей и характеристика уровней подготовки будущих учителей биологии к формированию экологической культуры старшеклассников..........................................................74
2.2. Определение педагогических условий и принципов
подготовки будущего учителя биологии к формированию экологической культуры старшеклассников........................ 88
2.3. Реализация структурно-функциональной модели подготовки будущего учителя биологии к формированию экологической культуры старшеклассников........................... ................92
2.4. Анализ результатов констатирующего
и формирующего этапов эксперимента...............................138
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2....................................................................154
ВЫВОДЫ........................................................................................160
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................167
ПРИЛОЖЕНИЯ..........................................................................194

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена модернизацией отечественного просвещения, о чем свидетельствует Национальная доктрина развития Образования Украины в XXI столетии, целевая государственная программа "Вчитель", которая предлагает обновление содержания и форм профессиональной деятельности. Современность требует повышения роли учителя в развитии гражданского общества. Учителю принадлежит ключевая роль в просвещении, через деятельность педагога происходит становление гражданина как личности и специалиста, происходит овладение современными технологиями - системой знаний, умений и навыков.
Анализ педагогической литературы свидетельствует, что проблема профессиональной подготовки будущих педагогов была предметом исследования многих ученых (О.А.Абдуллина, И.М.Богданова, А.М. Богуш, З.Н.Курлянд, Г.А.Нагорная, В.А.Сластенин, Н.Ф.Талызина, И.Ф.Харламов, Р.И.Хмелюк и др.).
В настоящее время очевидно, что человечество вступило в критический период своей истории - эпоху экологического кризиса. В этих условиях особого внимания заслуживает проблема воспитания экологически грамотного высоконравственного и здорового поколения. Она должна решаться путем экологизации современной науки и образования.
Исследования в области экологического образования начаты в 60-е годы ХХ столетия (Я.И.Габев, А.П.Момотова, И.А.Рыков). В 70-80-х годах глубокое обобщение эти вопросы получили в трудах А.И.Захлебного, И.П.Пономаревой, А.П.Сидельковского, И.Т.Суравегиной. В этот период начаты исследования в области подготовки учителя. Они обобщены в работах С.Н.Глазачева, И.Д.Зверева, Б.Г. Иоганзена, И.С. Матрусова, С.Г.Петрова, Е.С.Сластениной. Вопросам экологической подготовки уделяли внимание и отечественные ученые: В.Е.Борейко, Т.С.Вайда, Н.БГрейда, О.М.Дорошко, Е.В.Король, В.П.Крисаченко, О.В.Лабенко, О.Г.Листопад, С.Г.Лебедь, Н.В.Левчук, Н.В.Лысенко, Д.И.Мельник, Р.А.Науменко, И.В.Павленко, О.В.Плахотник, Н.А.Пустовит, В.А.Скребец, Г.С.Тарасенко, Л.В.Шаповал, М.С.Швед и др.
Заметим, что экологическое воспитание занимает существенное место в профессиональной деятельности учителя. Однако, как свидетельствует анализ литературных источников, вопросы о сущности подготовки будущих учителей биологии к формированию экологической культуры, особенностях становления и развития ее функционального механизма до настоящего времени не нашли своего отражения в психолого-педагогических исследованиях. Помимо этого, остаются неисследованными вопросы, касающиеся определений условий и факторов, путей и средств подготовки будущего учителя биологии к формированию экологической культуры старшеклассников.
Кроме того, существуют противоречия между теорией экологической подготовки и результатами ее практической реализации.
Необходимость разрешения данных противоречий определила проблему исследования, которая сформулирована следующим образом: каковы закономерности подготовки будущего учителя биологии к формированию экологической культуры старшеклассников.
Актуальность и недостаточный уровень разработанности этой проблемы в теории и практике высшего педагогического образования обусловили выбор темы диссертационного исследования: "Подготовка будущего учителя биологии к формированию экологической культуры старшеклассников".
Связь работы с научными программами, планами, темами. Диссертационное исследование проводилось в соответствии с тематическим планом научно-исследовательской работы кафедры педагогики Южно-Украинского педагогического университета им. К.Д. Ушинского (г. Одесса) "Исследование педагогических основ подготовки учителя национальной школы" (№ 0100U000958). Автором исследовалась проблема подготовки будущего учителя биологии к формированию экологической культуры старшеклассников. Тема исследования была утверждена на заседании ученого совета Южно-Украинского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского (протокол № 7 от 27 февраля 1999 г.) и закоординирована советом по координации АПН Украины (протокол № 2 от 29 марта 2000 г.). Автором исследовалась проблема подготовки будущего учителя биологии к формированию экологической культуры старшеклассников.
Цель исследования - разработать и научно обосновать экспериментальную методику и педагогические условия подготовки будущего учителя биологии к формированию экологической культуры старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность и структуру феноменов "экологическая культура", "подготовка будущего учителя биологии к формированию экологической культуры старшеклассников".
2. Разработать и научно обосновать структурно-функциональную модель подготовки будущего учителя биологии к формированию экологической культуры старшеклассников.
3. Выявить критерии, показатели