Ви є тут

Механізм регулювання комерційної діяльності авіакомпаній України

Автор: 
Переверзева Світлана Олександрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U000748
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАКОМПАНИЙ УКРАИНЫ

2.1. Анализ тенденций изменения авиационных перевозок в Украине.
В настоящее время идет интенсивный процесс перехода деятельности ГА Украины, выполняющей как внутренние, так и международные перевозки, на принципиально новые рыночные отношения. Продолжается процесс реформирования собственности и структурных преобразований отрасли, совершенствование её нормативно - правовой базы. Поэтому приобретает особую актуальность научный анализ процессов, происходящих внутри самой структуры национальной гражданской авиации.
Украина - одно из девяти государств планеты, которые имеет полный цикл производства самолетов: от наличия национальной школы разработчиков до выпуска серийных машин и их модификаций. Рейтинг Украины, как космического государства, еще выше.
Наличие в Украине богатой сырьевой базы, мощной, передовой авиационно - ракетной промышленности, наличие развитой сети авиационных научно - исследовательских и учебных заведений, уникальные транзитные возможности Украины, занимающей выгодное географическое положение на пересечении авиатрасс из Европы в Азию и из севера Европы на Средиземноморье, Африку и Ближний Восток, все возрастающие потребности развития международной торговли и туризма создают все условия для усиления интеграции Украины в международную транспортную систему. С целью использования названных выше потенциальных возможностей для развития гражданской авиации, Украина 09 сентября 1992 года вступила в члены ICAO (The International Civil Aviation Organization) и зарегистрирована под номером 172, а 15 декабря 1999 года Украина была принята в члены Европейской конференции гражданской авиации (ЕСАС - European Civil Aviation Conference) по решению 23-й Специальной Пленарной сессии (г. Париж).
Учитывая стремление Украины интегрироваться в Европейские и мировые экономические структуры следует отметить, что и в гражданской авиации Украины идет этот процесс. Принимаются меры по Европейской интеграции и адаптации национального законодательства к требованиям законодательства ЕС, требованиям Объединенных авиационных властей Европы, Европейской организации по безопасности аэронавигации [98].
Министерством транспорта Украины приказом №65 от 05.02.2001 года утверждены "Методические рекомендации формирования себестоимости перевозок (работ и услуг) на транспорте" [87], подготовленные согласно "Программе реформирования бухгалтерского учета с использованием международных стандартов". Приказом Укравиатранса №283 от 05.07.2001 года введена форма государственной статистической отчетности №31- ГА "Про розробку та надання статистичної звітності по авіаційному транспорту" [93], учитывающая рекомендации ICAO по этому вопросу. Указанная форма отчетности введена в действие с первого квартала 2002 года и охватывает все подразделения гражданской авиации Украины (авиакомпании, аэропорты, отдельные службы) независимо от формы собственности.
Авиационный транспорт органично входит в состав транспортной инфраструктуры государства и составляет её наиболее наукоемкую, высокотехнологичную и быстроразвивающуюся отрасль.
Анализ эксплуатации международных и внутренних воздушных линий украинскими авиакомпаниями показывает, что по конкурентоспособности, определяемой в первую очередь состоянием парка воздушных судов, многие отечественные авиакомпании уступают зарубежным, что позволяет им успешно завоевывать украинский рынок МВП.
Авиакомпании являются основными субъектами гражданской авиации, от эффективности работы которых зависит прогресс авиационной отрасли в целом.
Начиная с 2002г. прослеживается положительная тенденция развития авиационных перевозок, что является следствием положительных изменениях последних лет в экономике страны, возрастании покупательной способности населения, дальнейшем развитии деловых и культурных связей. Происходили качественные изменения в маркетинговой политике авиакомпаний, проводилась дальнейшая модернизация парка воздушных судов, развивалась сеть услуг отечественных авиаперевозчиков. В рамках программы активизации авиаперевозок в пределах Украины в июле - октябри 2002г. проводился эксперимент по стимулированию роста объемов авиаперевозок на внутренних воздушных линиях, а также утверждён курс на дальнейшее развитие этого направления. Необходимо отметить, что в Украине за последние три года почти в полтора раза возросли пассажирские авиационные перевозки и более чем на треть - грузовые. Динамика пассажирских перевозок авиационным транспортом Украины представлена на рис.2.1.

Рис.2.1 Изменение объемов пассажирских перевозок авиационным транспортом Украины.
Следует отметить, что проводимый Минтрансом курс на развитие внутренних перевозок привел к тому, что именно в 2002 г. темпы роста внутренних перевозок впервые с 1992 г. превзошли темпы роста международных, о чём свидетельствуют данные, приведенные на рисунке 2.2.
Отечественные авиакомпаний осуществили в 2002 году почти 55 тысяч коммерческих рейсов. Следует отметить устойчивое возрастание пассажирских перевозок на международных линиях. Расширяется география международных полетов отечественных авиаперевозчиков.

Рис.2.2 Динамика внутренних и международных воздушных пассажирских перевозок в период 2001 - 2002г.
На международных регулярных линиях авиационным транспортом Украины перевозится приблизительно 57% от общего количества пассажиров. В 2002г. 46 отечественных авиакомпаний осуществляли международные регулярные пассажирские перевозки в 37 стран мира на 103 авиалиниях, перевезено 1012,1 тыс. пассажиров. В то же время, в Украину выполняли регулярные полеты 42 иностранные авиакомпании из 27 стран мира.
Следует отметить, что доля украинских авиакомпаний в международных регулярных пассажирских перевозках выросла с 43,1% в 2001г. до 45,6% в 2002г. Наибольшие объемы пассажирских перевозок осуществляются между Украиной и Россией, Германией, Чехией, Великобританией, Вен