Ви є тут

Комунікативні стратегії ввічливості у стереотипній мовленнєвій поведінці вікторіанської жінки

Автор: 
Морозова Ірина Ігорівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U002151
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ВЕЖЛИВОСТИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СТЕРЕОТИПНОГО РЕЧЕВОГО
ПОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИАНСКОЙ ЖЕНЩИНЫ
2.1. Когнитивные основания принципа вежливости
Особенности коммуникативного поведения личности напрямую связаны с
особенностями ее коммуникативного сознания и, шире, характерными чертами
коммуникативного сознания той лингвокультурной общности, к которой принадлежит
данная личность.
Картина мира, по мнению Б.А. Серебренникова и его соавторов, представляет собой
целостный глобальный образ мира, который является результатом всей духовной
активности человека [127: 19], она складывается для человека как сумма его
представлений о мире и о самом себе в частности [107: 442] в ходе всех его
контактов с миром [127: 19] и включает в себя когнитивную картину мира,
“глубинный слой общей картины мира” [122: 65].
В свою очередь концептуальная картина мира (как часть когнитивной) представляет
собой “глобальную, целостную, непрерывно конструируемую систему информации
(мнений и знаний), которой располагает индивид” [114]. В лингвофилософском
плане вслед за В.И. Постоваловой картину мира понимаем как “целостный
глобальный образ мира, который является результатом всей духовной активности
человека (…), возникает у человека в ходе всех его контактов с миром. Это (…) и
бытовые контакты, и предметно-практическая активность человека с ее
деятельностно-преображающими установками на переделывание мира (…), и его
умозрение и умопостижение” [123: 19-20].
Языковая картина или “ментальный лексикон” есть система, отражающая в языковой
способности знания о словах и эквивалентных им единицах и выполняющая сложные
функции, связанные как со словами, так и со стоящими за ними структурами
репрезентации энциклопедических знаний [76: 97-99].
Коммуникативное поведение, направленное на конструктивный обмен информацией,
достижение консенсуса, в отличие от конфликтного дискурса, регулируется такими
наиболее общими принципами (максимами), как принцип кооперации [217] и принцип
вежливости [196; 238; 240]. Формируясь в когнитивной картине мира, общей для
вербального и невербального модусов коммуникации, принцип вежливости
присутствует и в языковой картине мира, реализуясь в виде позитивных и
негативных стратегий дискурса.
Языковая картина мира содержит “знания о языке” как системе знаковых форм и
“знания в языке”, т.е. знания о мире, представленные в значениях, или
концептах, активируемых с помощью языка [74]. (Обзор направлений в изучении
рассматриваемой проблематики см. в [13; 47; 70; 110; 133; 184]).
Поскольку языком фиксируется то, что останавливает внимание людей, что
осмысляется и интерпретируется ими в процессе взаимодействия или в процессе
познания окружающей действительности, “картирование” мира предполагает выбор
некоторых наиболее общих компонентов структуры деятельности [74: 8]. Каждый
естественный язык, по мнению Ю.Д. Апресяна, отражает определенный способ
концептуализации мира, при этом значения, которые выражаются в языке, формируют
единую систему взглядов, которая навязывается всем носителям данного языка в
качестве обязательной [2]. Поскольку сознание человека как существа социального
изначально ориентировано на коммуникацию и совместную деятельность и,
следовательно, передачу информации вовне [29: 19], для каждого говорящего
языковая картина мира является базой, из которой для осуществления речевой
деятельности, дискурса, извлекаются готовые элементы, организованные в
соответствии с нормами и требованиями построения коммуникации, в т.ч.
вежливости.
В основе дискурсивной реализации принципа вежливости лежит концепт
“вежливость”. Данный концепт как одна из ячеек культуры в “ментальном мире
человека” [145: 41] входит в универсальную картину мира, поскольку
представления о вежливости имеют все народы (см., например, [22; 82; 137; 194;
263; 271]).
Концепт “вежливость” формируется в процессе концептуализации – выделения
“минимальных содержательных единиц человеческого опыта” [76: 93].
Концептуализация, по определению Н.Н. Болдырева, – это осмысление поступающей
информации, мысленное конструирование предметов и явлений, которое приводит к
образованию определенных представлений о мире в виде концептов разного уровня
сложности и абстракции, сформированных различными способами [23: 22-23].
Содержание концепта включает сведения об объектах и их свойствах, о том, что
человек знает, думает, предполагает, воображает об объектах мира [114].
Наибольшую трудность для описания и классификации представляют абстрактные
концепты [23: 22-23]; зачастую они требуют научных или словарных дефиниций,
текстовых иллюстраций. Концепт “вежливость” – как концепт высокого уровня
абстракции – складывается у языковой личности на основе мыслительной
деятельности, в результате рассуждений, умозаключений, выводов, на которые
накладывает отпечаток принадлежность к определенной лингвокультурной общности,
в т.ч. общение с ее отдельными представителями; концепт “вежливость” не может
быть выведен из предметно-практической повседневной активности.
Хотя концепт не имеет жесткой структуры [23: 30], его содержание подвергается
определенной стандартизации на общенациональном или коллективном (групповом)
уровне. Соответственно в структуре концепта может быть выделен общенациональный
компонент, а также групповые (принадлежащие определенной социальной,
возрастной, профессиональной, половой и др. группам), региональные, или
локализованные (отражающие специфику определенного региона) и индивидуальные
компоненты [ibid].
Считаем, что вежливость представляет соб