РАЗДЕЛ 2
ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА
2.1. Социально-экономические факторы формирования экономического механизма управления коммунальным хозяйством на селе
Уровень развития коммунального хозяйства в сельских поселениях, его эффективность определяется сложной совокупностью факторов, влияющих на формирование экономического механизма управления этим комплексом. Реформирование экономических отношений в аграрном секторе экономики Украины обусловливает необходимость преобразований и в коммунальной сфере, которая является неотъемлемой частью этого сектора и в полной мере должна способствовать развитию его производительных сил. Образование на селе соответствующих коммунальных служб, расширение сети предоставляемых ими услуг является предпосылкой роста сельскохозяйственного производства, стабилизации демографической ситуации, в первую очередь, за счет уменьшения оттока молодежи в город. Решению этих задач значительно будет способствовать и совершенствование экономического механизма управления этими службами, так как в социальной сфере села вызывают серьезное беспокойство те негативные тенденции, которые определились в последние годы. Принятие Закона Украины "О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве" предполагает систему организационно-экономических рычагов, которые способствовали бы притоку в сельскую местность относительно больших (по сравнению с городскими поселениями) объемов финансовых и материальных ресурсов и тем самым обеспечили бы постепенное преодоление отсталости села. В реальной жизни этого не произошло, сегодня даже не существует однозначной трактовки понятия "приоритетность села", а развитие социальной инфрастуктуры не оформлено нормативными актами и
экономическими рычагами (налоговые льготы, возмещение, дотации, льготные
кредиты).
Регулирование развития социальной инфраструктуры села на общегосу-дарственном уровне требует, прежде всего, определения его цели и оценочных показателей. Такими основными оценочными показателями могут быть:
общие объемы капитальных вложений в инфраструктурные отрасли в расчете на одного сельского жителя;
сумма бюджетных расходов в эти отрасли в расчете на одного сельского жителя.
Для обеспечения поставленной цели (приоритетности села) эти показатели должны быть на 20-25% выше, чем в городских поселениях. Однако реальность свидетельствует о другом. Так, например, по Донецкой области из-за невыделения государственных бюджетных ассигнований и отсутствия собственных средств у сельхозпредприятий закрылись 53% детских садов, 62% медицинских учреждений, комбинаты бытового обслуживания; уровень обеспеченности школами сократился на 32%, клубами - 73%, больницами - 12%, амбулаториями -17%, фельдшерско-акушерскими пунктами - на 49%.
В нашей стране разработана и реализуется Программа проведения жилищно-коммунальной реформы на период 1999-2001 гг., утвержденная постановлением КМ Украины от 29 января 1999 г. №113, в которой одним из пунктов предусматривается формирование коммунальных структур в сельской местности и их интеграция в единую систему жилищно-коммунального хозяйства [132, c. 41].
Сельская коммунальная служба Донецкой области была создана на основании постановления Совета Министров УССР от 09.10.84 года №404 "О мерах по улучшению коммунального обслуживания населения в сельской местности" за счет долевых средств сельхозпредприятий для коммунального обслуживания сельских жителей. Первоначально райселькоммунхозы оказывали хозяйствам-пайщикам и населению услуги по строительству и ремонту жилья, хозпостроек и объектов соцкультбыта, а с 1996 года, т.е. с началом реформирования сельхозпредприятий, занимаются эксплуатацией жилищного фонда, инженерных коммуникаций и оказывают сельскому населению, бюджетным учреждениям и сельхозпредприятиям коммунальные услуги по водо- и теплоснабжению, водоотведению, санитарной очистке и благоустройству сел, а также ремонтно-строительные, ритуальные, транспортные и другие бытовые услуги.
Как показывают проводимые исследования, экономические процессы, протекающие в сельской коммунальной службе, имеют специфические особенности, отличающие ее от городской, которые заключаются в следующем:
коммунальные услуги на селе обходятся значительно дороже, чем в городских поселениях, что объясняется более высокими тарифами на электроэнергию и воду, сильной разбросанностью объектов, неполной загрузкой их мощностей;
тарифы, оказываемых сельскому населению услуг, реализуются на уровне городских, в то же время себестоимость единицы услуг на селе в несколько раз выше. В подтверждение можно привести следующие данные: Краснолиманская дистанция железной дороги отпускает питьевую воду по цене 0,40 грн. за 1 м3, с учетом затрат она обходится Славянскому комбинату коммунального хозяйства - 1,1 гривны, а населению вода реализуется по цене 0,40 грн., т.е. убыток составляет 175%;
присутствуют постоянные неплатежи потребителей за оказанные коммунальные услуги, что объясняется крайне тяжелым экономическим положением на селе (низкой или вообще отсутствием заработной платы населению, неплатежеспособностью сельхозпредприятий, отсутствием в бюджетах сельских советов средств на оплату коммунальных услуг бюджетным учреждениям и льготной категории граждан);
продолжается процесс передачи объектов коммунальной собственности, однако передаваемые объекты находятся в очень плохом техническом состоянии, нуждаются в ремонте и реконструкции, большинство их от длительной эксплуатации сильно изношены, в то же время средства на ремонт и содержание нигде не предусмотрены.
Производственные мощности предприятий объединения складываются в основном из жилищного фонда, объектов тепло- и водообеспечения, водоотведения, производственных баз, кирпичного завода и базы автотракторной техники. Общая стоимость основных производственных фондов составляет около 127 млн. грн., при коэффициенте износа 57%. Неудовлетворительное их сос