РАЗДЕЛ III
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО:
ФИЛОСОФСКО-ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
В данном разделе нашей диссертации мы рассмотрим инфосоциогенез с позиции правовой аксиологии, правовой гносеологии, правовой онтологии и правовой антропологии.
3.1. Правовая аксиология инфосоциогенеза
Проблему правовой аксиологии мы решаем через два вопроса - ценностные основы права и универсальный и культурно-особенный феномен в ценностном измерении права.
3.1.1. Ценностные основы права
В этой части нашей научной работы мы рассмотрим сущность правовых ценностей и права как ценности, исследуем истину как цель правотворчества, познакомимся со свободой как ценностью в информационном обществе и сутью справедливости как основной правовой ценности инфосоциогенеза.
3.1.1.1. Правовые ценности и право как ценность
Прежде всего надо сказать, что правовые оценки в сфере правосознания имеют регулятивное значение. В свою очередь, правовые нормы становятся ценностями и становятся объектом оценки. Их полное объяснение возможно только в рамках и с позиции философской аксиологии.
Одна из функций инфосоциогенеза - это смена ценностных ориентаций людей. Благодаря ценностной динамике в самосознании личности, право выступает "механизмом" их реализации в социуме.
Статус ценностей в обществе имеют факты и явления материального и идеального характера. Специфика ценностей информационного общества заключается в их инновации. Ценностями становятся информационные предметы и блага, общественные отношения и взаимосвязи, человеческие поступки, волевые феномены, идеи, идеалы, социальные институты. Правовыми они становятся потому, что лежат в основе правопорядка и относятся к действующему праву.
Социальные ценности информационного общества становятся и правовыми ценностями. Такими традиционными ценностями являются: свобода, равенство, справедливость, демократия, порядок, безопасность, мир. Поскольку в информационном обществе материальные проблемы решены, то основу социальных проблем будут составлять вопросы информационной свободы, информационного равенства, информационной справедливости, информационной демократии, информационного порядка, информационной безопасности, информационного мира. Кроме того, специфически правовыми ценностями остаются сама идея права, а также идея стабильной законности. То есть инструментальная функция права остаётся, но приобретает новые аспекты соответственно социальным инновациям информационной эпохи. В целом в аксиологии права можно выделить три основные формы бытия ценностей: общественно-целевые ценности; предметно-осуществленные ценности; специфические (или экзистенциальные) ценности. Эти вопросы мы рассматриваем ниже.
3.1.1.2. Истина как цель правоприменительной деятельности
Категория истины несет определённую функциональную нагрузку в сфере реализации права. В связи с этим для нас важно рассмотреть вопрос о том, какой мерой и в каких формах можно использовать категорию истины в процессе реализации права в информационном обществе. Юристы считают, что категория истины более объективно просматривается через сферу расследования преступлений.
Несмотря на то, что следователи и судьи не занимаются научным феноменом проблемы истины, а устанавливают объективные и субъективные признаки преступления, тем не менее их деятельность не лишена познавательного аспекта. А.В. Наумов и О.С. Новиченко считали, что "истина, выраженная в судебном приговоре, носит те самые черты, что и любое истинное знание, отличаясь от последнего лишь конкретным содержанием. Более того, по мнению И.М.Лузгина, "познание фактов объективной реальности пронизывает весь криминальный процесс".
Правоведы указывают на то, что в уголовном процессе применяется понятие материальной истины, тесно связанное с понятием истины в его философском смысле. Абсолютно недопустимо и ненаучно понимать так, что теория познания - это одно, а теория доказательства в уголовном процессе - это вопрос юриспруденции, судебной практики и не связано с общефилософскими положениями, - писал М.С. Строгович.
Расследование преступления через свою специфику, отмечают специалисты, должно давать не просто знание, а обоснованное знание, против истинности которого не мог бы выступить ни один участник уголовного процесса. А.А.Эйсман пишет о том, что в криминальном процессе установление истины в деле представляет собой одновременно и познание, и доказательство, и в этом понимании судебное доказательство является "доказательным познанием". Оптимизации процесса раскрытия преступления в плане достижения истины призваны основные принципы криминального процесса - независимость суда, коллегиальность, полнота и объективность расследования, гласность, презумпция невиновности, состязательность и равенство сторон и т.д. По мнению специалистов, принцип истины присущ всему процессу правового регулирования, истина является необходимой характеристикой правового знания.
Эта методологическая конструкция истины разрабатывается и для информационного общества.
3.1.1.3. Свобода как ценность, право как свобода
Знакомство со специальной литературой позволило нам уяснить, что в арсенале юридической науки на протяжении истории имелось множество определений свободы. Наша задача - представить свободу в информационном обществе. Для этого надо сначала определиться методологически. Оказывается, во все времена всегда было трудно определить объем и содержание понятия "свобода", несмотря на кажущуюся "легкость" этой категории.
Прежде всего, специалисты различают "юридическую" и "фактическую" свободу. Правовая свобода - это разрешение совершать определенные действия, независимо от того, соответствует ли это реальной возможности. Фактическая свобода сводится к возможности делать всё, что хочешь. Традиционно свобода ассоциируется с фактором выбора: чем больше возможность выбора, тем больше