Ви є тут

Організаційно-економічний механізм збалансованості розвитку підприємств морського транспорту України

Автор: 
Примачова Наталя Миколаївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U004053
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ
СБАЛАНСИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ ОТРАСЛИ
2.1. Теоретические основы механизма управления
сбалансированностью экономических систем
Высокая капиталоемкость развития современного торгового флота и морских портов
предопределяет важнейшие направления их эффективного использования –
интенсивность выполнения основных транспортных операций. Характер распределения
эксплуатационного периода на ходовое и стояночное время отражает уровень
сбалансированности берегового комплекса относительно технико-экономических
параметров судоходных компаний. Стояночное время зависит не только от
специализации судна, но и от прогрессивности торговых портов, обрабатывающих
транспортные потоки.
Как известно, в составе основных производственных фондов торговых портов
значительную часть представляют гидротехнические сооружения, требующие
значительных средств для их создания и эксплуатации. Поэтому портовые компании,
ориентируясь в эксплуатации на максимум нормы прибыли, в определенной степени
отстают от конкурентного уровня интенсивности обработки судов и вагонов.
В свою очередь параметры реализации мощности грузовых терминалов ограничиваются
характером развития наземных видов транспорта. Следовательно, в основе
прогнозирования интеграционных процессов и поддержания системной
сбалансированности флота – портов – наземных видов транспорта лежит достижение
адекватности их технико-экономического уровня. Усиление сбалансированности
состояния и развития основных субъектов МХС и национальной транспортной системы
предопределяет необходимость:
комплексного и согласованного наращивания мощности инфраструктурных
подразделений, обеспечивающих концентрацию грузопотоков и конкурентную
интенсивность обработки транспортных средств [91];
паритетность формирования экономических результатов и затрат по предприятиям,
определяющим общую устойчивость данной региональной транспортной
интегрированной системы [97].
Структуризация стратегических подходов к достижению нормализованной
сбалансированности морского транспортного комплекса обусловливает ценность
выбора инструментов и показателей формирования основных параметров системы. В
оценки используется обобщающий показатель, отражающий глобальные результаты
реализации проекта развития [6, 21, 41, 74. 153]. Рациональность ресурсного
обеспечения и достаточность развития описывается группой показателей, которые
отражают характер сбалансированности подходов и координацию усилий в достижении
цели [94].
Основой построения организационно-экономического механизма управления
сбалансированностью транспортного комплекса и отдельных подразделений является
система показателей. Известные показатели описывают экономические процессы на
различных уровнях и с различных сторон, поэтому возникает проблема интеграции и
ранжирования показателей. Валовые денежные потоки относительно полно отражают
характер интеграции [92] в текущие условия РТУ, однако они не реагируют на рост
ресурсоемкости и себестоимости. Уровень себестоимости по сравнению с тарифными
ставками характеризует финансовую устойчивость, но отрицательно отражает
конкурентную капиталоемкость и природный фактор развития.
Структура показателей управления количественными и качественными параметрами
развития морехозяйственного комплекса по критериям сбалансированности должна
учитывать положения согласованности и приоритетности отдельных результатов и
затрат. Разветвленность состава показателей обусловливается как факторами
реализации стратегии развития, так и сложностью стратегических решений. В свою
очередь сложность предопределяется как внешними ограничениями, так и
масштабностью задач, вытекающих из реального состояния системы и возможностью
их эффективного решения. В этих условиях нельзя согласиться с попытками
упрощения совокупности показателей в угоду удобства пользования. Главным
становится четкость реализации проекта, гарантирующего повышения уровня
конкурентоспособности и увеличение реального потока денежных средств.
Оценочные показатели функционирования интегрированных транспортных систем
увязываются с задачами интенсификации доставки грузов и должны отражать уровень
использования ресурсов каждого предприятия. Текущая цель ММТ определяется
стратегией устойчивости мирохозяйственных связей через специальную систему
показателей. Поэтому прогнозно-оценочные показатели должны стимулировать
концентрацию и сбалансированность ресурсов и производственного потенциала.
Обобщающие показатели развития или функционирования транспортной подсистемы
выступают либо в форме результативности [7, 20, 48, 82], либо экономичности
[41, 58, 75]. Показатели экономичности применяются в предпринимательской
деятельности для оценки адекватности затрат уровню тарифных ставок. Такой
показатель в структуре взаимодействующих предприятий позволяет соизмерить
усилия [108] по обеспечению логистической устойчивости системы [110].
Обобщающий показатель в форме результативности деятельности подсистемы
представляет собой синтез показателей капиталоотдачи и производительности
труда. Иногда в качестве обобщающего показателя рассматривается уровень
использования лимитирующих факторов производства – капитала или труда [30, 73,
111]. Сопоставление конечных результатов и взвешенной суммы факторов
производства часто используется в системе обоснования обобщающего показателя.
Однако в этом случае сохраняется определенная условность оценки результатов и
потребных ресурсов.
С возрастанием ресурсных ограничений и в условиях усложнения задач оптимизации
использования ресурсов усиливается роль