РАЗДЕЛ II
ПРОБЛЕМА МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ АДЕКВАТНОСТИ В АНАЛИЗЕ
ДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В КУЛЬТУРЕ
2.1. Понятие обратимости в научной методологии.
Целью этого раздела является исследование проблемы методологической адекватности применения концептуальных схем естествознания и системных моделей для понимания динамических процессов, которыми характеризуется жизнь культуры. Для этого мы рассмотрим наиболее значительные из ставших уже классическими культурологические концепции и общие тенденции современной культурологии, представляющие данную предметную область, а также - методологические позиции по указанной проблеме.
Мы уже говорили о том, что проблема обратимости стала одной из фундаментальных в науке XX века. В научном аппарате понятие обратимости приобрело актуальность в связи с переориентацией на изучение динамических объектов - естественных, в том числе живых, и искусственных, - что обнаружило целый спектр проблем, связаных с описанием их поведения и существования.
Изменчивость (как переход из состояния покоя к движению и наоборот, как нарушение внутреннего равновесия, как способность к трансформации и т.д.) и обновление, прерывность и непрерывность, самоорганизация и самодостаточность в объектах различного типа составили область исследвательских интересов современной науки. Хотя, конечно, их истоки могут быть отнесены довольно-таки далеко: к идее бесконечно малых Николая Кузанского, к разработке исчисления бесконечно малых и предельных величин, а также дифференциального исчисления Лейбница как к первым попыткам постижения нелинейности, изменчивости, неравномерности проявления функциональных зависимостей. Но именно в ХХ в. эти проблемы стали не только предметом, они стали проблемами метода (когда классическая наука была вынуждена вернуться к своим истокам, пересматривая сами базисные принципы рациональности), а следовательно и судьбой науки, находящейся в глубоком кризисе. В этом смысле, по замечанию Ж.Делеза, "тиглем сплава науки, философии и здравого смысла стала термодинамика" - как система базовых определений, устраивающая всех: "данное как разное, разум как тяготение к тождеству, процесс отождествления и уравнивания; абсурд и иррациональное как сопротивление разного отождествляющему разуму" [60, с. 273].
И здесь как нельзя лучше видна особая, функциональная роль изучения обратимых процессов вообще, а точнее регенеративности, поскольку сама способность познания состоит в его свойстве быть условием жизни как воплощением энергии творчества и преобразования. Эта ситуация напоминает известный сюжет с бароном Мюнхаузеном, когда тот вынужден был сам вытягивать себя из болота, но, как знать, может в контексте поиска новых систем отсчета и точек опоры в применении к закрытым и открытым системам это вполне реальный выход, тем более, что и сама находчивость как уникальная способность человеческого разума к преодолению "тупиковых" ситуаций есть не что иное как способность балансировать на грани реального и нереального или возможность выходить за рамки, проникать сквозь границы, отделяющие одну целостность от другой, есть прорыв в линейной непрерывности.
Соответственно и интерес к регенеративным процессам - процессам обновления в условиях истощающихся ресурсов - можно объяснить стремлением повлиять на ход событий в различных сферах человеческого существования. Наука в данном смысле интересует нас не только своими достижениями в этой области, но, будучи явлением культуры, наука может стать своего рода моделью, демонстрирующей "возрождаемость" в культуре.
В настоящее время анализ специфики обратимых процессов является узко специализированным: в математике, физике, теории информационных систем, биологии, химии, социологии и т.д. существуют свои интерпретации, которые порой не допускает даже аналогий. Явление обратимости приобретает специфические характеристики в каждой из естественных и искусственных форм реальности - это повторяемость, периодичность и цикличность в динамических физических процессах, это принцип и способ сохранения энергии и сдерживания энтропии в термодинамических объектах, это автокаталитические химические процессы, это регулярность, воспроизводимость, регенеративность, рефлексивность как в разного уровня организации живых существ, так и в законах их преобразования и развития, то есть в процессах биологической эволюции; в математических моделях информационных систем это роль и значение обратных связей (положительных и отрицательных) и принципы работы самовоспроизводящихся автоматов, - этот перечень может быть продолжен и дальше.
Хотя иногда формулировки, выраженные в общих понятиях, приобретая некоторый метафорический оттенок, и создают видимость универсальных характеристик, применимых к описанию различного рода объектов, все-же реальный путь обобщения и синтеза здесь еще пока не просматривается, даже несмотря на то, что в принципе вопрос о применимости и сводимости способов описания решается вполне положительно в целях достижения системного и универсального знания. Сам переход к системному мышлению как теоретическому походу, обеспечивающему общность позиций и методологических приемов для различных областей знания, был, на наш взгляд, и исторически, и логически оправдан, с одной стороны, общими тенденциями развития науки от механицизма к органицизму, а с другой стороны, изменением в понимании качества и статуса объекта по сравнению с тем, как это было принято в классической эпистемологии (речь идет о появлении микрообъекта и связанной этим трансформацией классической научной методологии).
Познанию вещи как статичного, пространственно и субстанциально определенного объекта пришло на смену познание явления, события как естественно-динамического состояния объекта, представление о становлении как смене состояний. А поскольку в явлении или событии эксплицируется целый комплекс отношений, то новое, несубстанциализированное, научное мышление должно было задать способ структурирования и описания отношений, и, соответственно - свойств,
- Київ+380960830922