РАЗДЕЛ 2
СИМВОЛИЧЕСКАЯ И ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКИХ ХРАМОВ В РЕГИОНЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Знаковая система христианского храма.
Построение литургических центров в интерьере храма
Символы христианского культа в процессе развития литургических традиций получили конкретные материальные формы с четко обозначенным комплексом семантических значений. Для обозначения символов материальных форм в организации пространства композиции христианских храмов западного обряда исследователи используют два метафизических измерения: Катабасис (Бог нисходит к человеку) и Анабасис (человек восходит к Богу). Эти измерения составляют процесс в котором метафизические представления получают материальную форму [72, с.262].
В измерении Катабасис происходит сложение литургических форм иудейского, а потом, на его основе христианского культа, обозначенные как "предлитургическое" и "литургическое" время [72, с.180]. В измерении Анабасиса литургический процесс посредством деятельности человека приобретает свое материальное воплощение в натуралистических "первоэлементах" (хлеб, вино, елей, крест и др.), формах телесного самовыражения (молитвенные позы, жесты, литургическая одежда и мебель, пение, формы звуковой молитвы, коммуникации во время богослужений), литургической посуде (чаша, патэнна и др.), сакральных вещах (алтарь, исповедальня (конфессионал), кафедра (лекторий), базилика и др.). Сооружение церкви в римско-католической традиции относится к категории сакральных предметов и литургия в некоторых случаях может происходить вне огражденного пространства церкви. Однако все вышеупомянутые сакральные объекты в процессе принесения жертвы (анафоры) и совершения таинств (sacrament) становятся символами - "материальными признаками присутствия духовного мира" и могут быть объединены в единой композиционной структуре только в функциональной среде, определенной внутренним пространством церкви [72, с.263; 191, с.167].
В системе внутреннего пространства римско-католической церкви выделяются отдельные группы сакральных знаков, дифференцированных по литургическому назначению. Латинская (римская) литургия объединяет несколько групп символов в пространстве церкви: престол, сидение для священников и клира, место для проповеди и чтения Божьего слова (амвон, кафедра), место исповеди (конфессионал) и крещения (баптистерий). Каждая группа символов, становясь пространственной доминантой в процессе развития литургической информации (культурно-художественные, социальные и политические изменения, церковные документы), получила свой пространственный объем, что показано на рис. А.1. В рамках пространственного объема символы получают семантические значения, которые распространяются на части архитектуры.
Так в пространственный объем алтаря входит престол, табернакль, литургическая посуда и одежда, художественные декорации ретаблио престола, стен, свода, оконных проемов и др. Каждый из символов алтаря имеет свое семантическое значение, однако все они предназначены для совершения Евхаристии (рис. А.2, а).
Семантические значения символов христианского культа раскрываются в понятиях таинств (ursakrament, sacrament, mysterium) и имеют воздействие на человека через сумму всех пространственных доминант. Поэтому структура христианского храма уже в VIII веке состоит из двух основных частей: места "бескровного" жертвоприношения - алтарная апсида (пресбитериум) и собрания верующих - корабля-нефа, что показано на рис. А.1, б. Появление третьей пространственной части притвора - нартекса обусловлено наличием в иудаизме открытого атриума, так называемого храмового двора, на котором совершались все приготовления перед входом в Иерусалимский храм. Позже в восточно-византийской традиции эта функция храмового двора была вынесена на паперть, а притвор приобрел семантику душевного очищения перед входом в неф. На христианском западе эта функция была дополнена социальными предпосылками (прил. А.1).
Наиболее важной смысловой доминантой в пространстве пресбитериума является престол. Семантическое значение престола состоит в наследовании Христа через осознание подвига веры святых. Поэтому в катакомбных церквях ІІ-ІІІ веков богослужения проходили непосредственно на гробах святых. Престол в раннехристианской церкви был пуст, готовясь принять Христа второго Пришествия. Но уже за престолами XIII-XV веков появляются христологические художественные сюжеты с изображениями святых, объединенных в ретаблио [72, с.270]. Конструктивная структура ретаблио в XIII веке состояла из триптиха или полиптиха. Ретаблио средневекового алтаря отличала компактность. После богослужений или Литургии створки триптиха могли закрывать средник, а картины из ретаблио заменяться в зависимости от церковных праздников. Престол с ретаблио, имея цельный объем, играли роль самостоятельного центра в пространстве вытянутого по форме пресбитериума в средневековом соборе. Тем самым с позиции композиции смысловая доминанта престола подчеркивала христоцентричный характер престола, что показано на рис. А.2, б.
На основе христологического значения Жертвы продолжают строится престолы и ретаблио в XV - начале XVI веков. Однако размывание понятий христоцентризма в период Ренессанса приводят к появлению архитектурных конструкций над престолом - кибориумов. Престол начинает теряться в функциональном пространстве. В период барокко, в связи с появлением целых скульптурных композиций престол с дарохранительницей утрачивают свою христологическую центричность и воспринимаются как часть декорации восточной стены пресбитериума. В церквях классицизма и романтизма для запрестольного образа уже делаются ниши в торцевой стене пресбитериума, простенках восточной стены нефа, боковых пределах. Следовательно с утратой христоцентричного значения престол растворяется в функциональном пространстве пресбитериума [72, с.273]. Запрестольная композиция ретаблио приобретает вид религиозной картины или пластики в стиле Ренессанса или классицизма, обрамлением которой служит портик прис
- Київ+380960830922