Ви є тут

Механізм управління матеріальним забезпеченням діяльності промислових підприємств

Автор: 
Шурупов Георгій Вікторович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U004584
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2
ОБЪЕКТЫ И ЦЕЛИ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ - ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ
2.1. Системное представление процесса материального обеспечения
Необходимость углубления исследований, связанных с рассмотрением процесса материального обеспечения в качестве объекта управления, определяется тем, что возникают новые вопросы о месте этого процесса в общей совокупности экономических процессов промышленного предприятия, о внутреннем содержании, подходах к классификации. Актуальность становится очевидной в связи с интерпретацией идей логистики, исключающей возможности рассмотрения процесса материального обеспечения как относительно обособленной системы - вне единого материального потока, с существованием различных подходов к классификации объекта.
Здесь и в последующих частях работы, будет использоваться собирательный термин "материальные ресурсы", включающие в себя разнообразные вещественные элементы производства, которые используются главным образом, в качестве предметов труда, - сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергию, покупные изделия и полуфабрикаты, спецодежду, запасные части для ремонта, инструменты, малоценный инвентарь.
2.1.1. Необоснованность логистического подхода
Перенесение в практику постсоветских государств западных идей и подходов привело к возникновению принципиально новых направлений в управлении предприятием. Одним из них является концепция логистики. Она исходит из того, что процессы снабжения, производства и сбыта, происходящие в предприятии в связи с кругооборотом капитала, представляют собой логистическую систему, которая по аналогии с транспортным потоком реализует агрегированную функцию движения материального потока.
Понимая под логистической системой промышленного предприятия, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и др., А.М.Гаджинский выделяет четыре свойства, которыми такие системы обладают:
* свойство первое: логическая система есть целостная совокупность взаимодействующих друг с другом элементов, разнокачественных и в то же время совместимых. Их совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционирование системы;
* свойство второе: между элементами логистической системы имеются сущностные связи, которые с закономерной необходимостью создают интегративные качества. В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор, в микрологистических - внутрипроизводственные отношения;
* свойство третье: связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, то есть она имеет собственную организацию;
* свойство четвертое: логистическая система обладает интегративными качествами, несвойственными ни одному из элементов в отдельности, и способностью адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. Интегративные качества позволяют ей закупать материалы, пропускать их через производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая при этом заранее намеченных целей.
Вывод из этого следует такой: логистическая система - это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции, состоящая из нескольких подсистем и имеющая достаточно развитые связи с внешней средой.
Благодаря этим четырем свойствам, предприятие как логистическая система реализует агригированную логистическую функцию, которая представляет собой укрупненную группу логистических операций, направленных на реализацию целей системы. Такими "базовыми" логистическими функциями современная теория логистики считает процессы снабжения, производства, сбыта ?15, с.11?. И, как следствие, в учебных курсах выделяются разделы закупочной логистики, логистики производственных процессов, сбытовой (распределительной) логистики, информационной логистики ?40, с.4-5?.
Представляется, что обоснования подхода, отождествляющего логистическую систему с предприятием как целостной экономической системой, содержат спорные положения и слабые места. Во-первых, в разное время система рассматривалась исследователями-предшественниками как любая сущность - концептуальная или физическая, которая состоит из взаимосвязанных частей ?41, с.145?, как множество объектов вместе с отношениями между объектами и между их атрибутами (свойствами) ?42, с.252?, как организованное сложное целое, совокупность или комбинация предметов или частей, образующих комплексное единое целое ?43, с.26?.
Ближе к нашему времени производственно-хозяйственные организации рассматривались как исключительно сложные системы, в которых переплетаются, с одной стороны, четко и однозначно установленные связи, вытекающие, например, из физических законов изготовления продукции или из законодательно установленных экономических и правовых отношений, с другой - менее определенные отношения специализации, кооперации, сотрудничества, складывающиеся в процессе субъективной деятельности людей и в большей степени зависящие от их воли ?44, с.45?, как системы, элементы которых закономерно связаны в единое целое ?45, с.6?. Речь идет уже не об абстрактном понятии системы, а о системах реальных, представляющих собой производственно-хозяйственные образования.
Несложно заметить, что логистические системы, если судить о них по характеру "базовых" функций снабжения, производства, сбыта, не выходят за эти рамки в их строгом системном понимании. И в одном, и в другом случае рассматриваются хозяйственные комплексы, имеющие на входе ресурсы, а на выходе продукцию, работы, услуги.
Во-вторых, как обосновано подчеркивает А.М.Гаджинский, четыре свойства логистических систем, которые он описывает, присущи любой системе. В свое время, задолго до развертывания в отечественной литературе исследований по логистике были выявлены и сформулированы наиболее важные свойства систем, созданных человеком для достижения целей жизнедеятельности. Это размеры и сложность, иерархичность строения, целесообразность функционирования, способность к саморегулированию, наличие в системе свойств, не