Ви є тут

Синтез системи управління податковими органами в умовах перехідної економіки

Автор: 
Матвєєв Павло Георгійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U004738
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ
АДМИНИСТРАЦИИ
Организация работы региональных органов налоговых инспекций должна
гарантировать полное выполнение ими возложенных на них функций. Для реализации
этого положения изменения, наблюдаемые в экономике Украины должны
сопровождаться адекватными мерами по реорганизации способа работы
контролирующих органов и в частности региональных налоговых инспекций. При этом
необходимо помнить, что реализация новых управленческих стратегий возможна лишь
в пределах имеющихся ресурсов региональной ГНА, что в условиях роста экономики
и смещения акцентов в сторону мелкого и среднего производства требует
качественных изменений в процессах организации работы налоговых служб.
2.1. Механизм перспективного планирования в системе управления функциональной
деятельностью ГНА
Эффективность работы региональных ГНА во многом зависит от состояния внешнего
окружения: состава субъектов налогообложения; правового поля; требований
согласованности с другими органами исполнительной власти: прокуратуры,
контрольно-ревизионного управления, министерства внутренних дел, органов
принудительного взыскания, судов, органов государственной статистики, местных
органов исполнительной власти и др.
Успех работы налоговых органов напрямую зависит от того, смогут ли они повысить
интенсивность и качество работы своими силами. В противном случае необходимо
искать способы привлечения дополнительных ресурсов для проведения мероприятий
по налоговому контролю.
Уровень организации работы налоговых органов определяет все результаты работы
региональной ГНА. Именно это позволяет говорить о приоритетности задачи
совершенствования системы управления функциональной деятельностью ГНА для
повышения эффективности ее функционирования.
Управление функциональной деятельностью региональной ГНА в общем случае
представляет собой планирование, контроль, анализ результатов и выработку
решений по совершенствованию организации процессов учета и контроля
налогоплательщиков.
При этом будем выделять:
– стратегическое управление (или перспективное планирование), задачами которого
является определение перспективных направлений проведения налоговых проверок,
методическое обеспечение процесса налогового контроля и подготовка и
планирование кадров;
– оперативное управление (или текущее планирование), задачами которого является
формирование перечня предприятий для осуществления проверок, формирование групп
инспекторов и распределение заданий по группам.
Решение конкретных задач управления функциональной деятельностью региональной
ГНА осуществляется с использованием методов и средств менеджмента и
моделирования [9,35,38,43,70,71,97,109,110,118,119].
Выбор этих методов и средств гарантирует объективность и обоснованность
принимаемых решений основанных на комплексном, всестороннем анализе внутренних
и внешних факторов, определяющих функциональную деятельность ГНА, а также
повышает эффективность работы инспекторов и осуществляет целенаправленное
воздействие руководителей на персонал в интересах решения стоящих перед
региональной ГНА функциональных задач.
В этом разделе представлены средства, используемые для управления
функциональной деятельностью региональной ГНА, построенные на принципах
менеджмента, и в совокупности представляющие систему управления функциональной
деятельностью региональной ГНА.
Особенности современного этапа рыночных изменений в экономической жизни страны
выдвигают новые требования к организации системы управления функциональной
деятельностью региональной ГНА. Как было показано в разделе 1, в связи с
несовершенством законодательной базы существуют предпосылки совершения
экономических нарушений. Организация системы функционального менеджмента в
региональной ГНА является важнейшим фактором успешного, надежного и стабильного
ее функционирования, поскольку позволяет решить следующие задачи:
– эффективно планировать и проводить проверки, по которым можно оценить степень
достижения поставленных перед налоговой инспекцией целей;
– получать точную и достоверную оперативную информацию об организации и ведении
финансово-хозяйственной деятельности предприятий путём организации системы
информационных потоков для принятия управленческих решений;
– анализировать и обобщать результаты проведенных проверок, фиксировать и
давать оценку фактов нарушений;
– проводить мониторинг исполнения предписаний проверок по устранению выявленных
недостатков.
Основой функционального менеджмента регионального ГНА, определяемого как
управление контрольно-учетной деятельностью, является управление персоналом и
материальным обеспечением организации процесса налогового контроля, организация
работ по совершенствованию методической, правовой, информационной и технической
базы управления.
Управление функциональной деятельностью региональной ГНА осуществляется на
основе предписаний вышестоящих организаций, органов исполнительной власти,
плановой очередности проведения налоговых проверок и результатов предыдущих
проверок.
Данные о результатах предыдущих проверок должны использоваться не только как
констатация фактов выявленных нарушений и контроль за возмещением выявленных
убытков. Основное внимание должно уделяться оперативному анализу, обобщению и
классификации нарушений, выявлению причин возникновения тех или иных видов
нарушений с целью прогнозирования и предотвращения их появления в будущем.
Возможность эффективного управления функциональной деятельностью региональной
ГНА обеспечивается за счет применения системного анализа на этапе
концептуализ