Раздел 2
Методы и формы обеспечения развития автомобильного туризма в Крыму
2.1. Методы обеспечения эффективности функционирования средств размещения
автотуристов
2.1.1. Эффективность функционирования мотелей как объектов размещения
автотуристов
В Крыму прием и размещение туристов осуществляют гостиницы, мотели, лечебные
учреждения (санатории, пансионаты с лечением, санатории-профилактории),
учреждения отдыха (дома, базы отдыха, пансионаты, туристические базы),
специализированные учреждения (кемпинги, молодежные лагеря и центры отдыха),
частные средства размещения (мини-пансионаты, апартаменты в частном или
арендованном жилом фонде).
Согласно данным Министерства курортов и туризма АР Крым количество работавших
курортно-рекреационных и туристских учреждений в период курортного сезона 2004
г. составило 582 (в 2003 г. – 563). В 2004 году коэффициент заполняемости
учреждений увеличился на 14,6% и составил 64,3%. Наиболее высоким он был в
Евпатории – 96,6%, Саках – 86,2%, Ялте – 74,7 %, Судаке – 74,2% и Феодосии –
72,0%; самым низким – в Раздольненском районе (32,7%). Данные коэффициенты
рассчитаны с учетом сезонности функционирования предприятий.
В сравнении с 2003 годом произошло общее увеличение численности организованных
отдыхающих на 11,3%. Наибольшую долю в общем объеме составляют туристы из
Украины – 66,5% (в 2003 году – 70,4%), удельный вес туристов из стран СНГ и
дальнего зарубежья составил соответственно 30,5% (27,1%) и 3,0% (2,5%). Среднее
количество дней пребывания 1 отдыхающего в 2004 году осталось на уровне 2003
года и составило в среднем по Крыму 13 дней. Максимальное количество дней
пребывания в Саках - 19, что связано с лечебным профилем курортов, наименьшее в
Раздольненском районе – 8 дней. В целом по Крыму произошло увеличение средней
стоимости 1 койко-дня с 59,15 грн. в 2003 году до 67,57 грн. в 2004 г. (на
14,2%).
На региональном уровне анализ функционирования коллективных средств размещения
можно построить на системе показателей, включающей:
- коэффициент локализации туристических услуг kl , который определяется как
количество мест в средствах размещения туристов в расчете на 1000 чел.
населения;
- коэффициент обеспеченности туристов мощностями средств размещения ka, который
определяется как количество мест в средствах размещения в расчете на 1000
туристов, прибывающих в туристский регион.
Коэффициент локализации kl составляет для Крыма 68,0, коэффициент
обеспеченности туристов мощностями средств размещения ka = 27,54.
Мотели предназначены в основном для обслуживания туристов, прибывших на
автомобиле [77]. Мотели предоставляют парковку для автомобилей рядом с
гостиницей. Они могут располагаться в любом месте, но обычно их можно встретить
на окраине города или вдоль трасс.
В Украине мотели не являются традиционными объектами размещения автотуристов. В
базе данных Министерства курортов и туризма АР Крым в 2005 году мотелей не
содержится. В то же время под вывесками мотелей расположены частные
мини-пансионаты, предлагающие услуги по размещению автотуристов.
Перспективы рынка мотелей до сих пор исследованы недостаточно. Принимая во
внимание растущее количество туристов в Крыму, возрастающие запросы клиентов и
массовую автомобилизацию, есть основания сделать вывод о привлекательности
инвестирования мотельного бизнеса.
К необходимым атрибутам мотелей, как гостиниц для путешествующих на
автотранспорте, можно отнести расположение вблизи автострады, наличие станции
техобслуживания, места для стоянки автотранспорта. Эти необходимые требования
будем рассматривать для анализа данного сегмента рынка услуг. Потенциал этого
рынка огромен с учетом того, что граждане Украины и стран СНГ отдают
предпочтение неорганизованному туризму. В 2004 году менее 7% отдыхающих в Крыму
были охвачены туристскими предприятиями.
Актуальность развития кемпингов и мотелей повышается, в частности, в связи с
тем, что расположенные за пределами курортных городов, они способствуют
снижению перегруженности курортных населенных пунктов автотранспортом в период
курортного сезона. Вынос части потока за пределы городской черты и более
равномерное распределение его по территории полуострова также является важной
проблемой.
Наибольшей проблемой развития рынка мотелей является сезонность. Короткое лето
— всплеск интереса к развлекательным и отпускным поездкам. Также интенсивность
поездок увеличивается в период праздников: Новый год, майские праздники.
Мотели, располагаемые за пределами города, пользуются популярностью за рубежом
благодаря относительно низким ценам, при уровне комфорта, соответствующем
гостиницам. Жесткая конкуренция вынуждает предоставлять постояльцам все больше
удобств. Популярными мотельными сетями в ЕС являются Formula 1, Ibis.
В Крыму, в качестве мотелей можно рассмотреть две крымские базы размещения:
мотель-кемпинг «Поляна сказок» (таблица 2.1), в настоящее время преобразован в
ЗАО «Туристско-оздоровительный комплекс «Поляна сказок» и мотель «Дарсан».
Форма собственности ЗАО «Туристско-оздоровительный комплекс «Поляна сказок»
коллективная, учредители: ООО "АРМА" и Компания "Брусника Трэйдинг Лимитед", г.
Симферополь, ул. Объездная, 10. Туристско-оздоровительный комплекс распложен в
г. Ялте, ул. Кирова, 169, занимает площадь 5,2394 га. Мотель «Дарсан»
расположен в г. Ялта по ул.Халтурина, 49-Б.
Недостаточное количество мотелей, по нашему мнению, зависит от слабого развития
автомобильного туризма. Однако для эффективного развития рынка мотелей
необходимо учитывать зарубежный опыт их эксплуатации.
Таблица 2.1
Основные показатели функционирования ТОК «Поляна сказок»
Наименование
- Київ+380960830922