РАЗДЕЛ 2
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
2.1. Описание процессов управления качеством создания АС безопасности для ОЯЭ
Одной из важнейших задач для обеспечения качества является целенаправленная
координация действий всех внешних и внутренних элементов организационной
структуры системы качества для достижения общей (глобальной) цели, связанной с
обеспечением качества ОЯЭ [93].
Под глобальной целью системы качества (СК) будем понимать обеспечение
разработки и производства ПАК АС, соответствующих заданным тактико-техническим
и эксплуатационным характеристикам, требованиям к надежности и безопасности
[94, 95].
Следует отметить, что СК охватывает все стадии и этапы создания и эксплуатации
АС, и повышение ее эффективности связано, в первую очередь, с проведением
мероприятий по развитию производства. С другой стороны, разработка и
производство АС и ее элементов, выполняемых в рамках отдельного заказа,
является самостоятельным проектом, имеющим свои цели, задачи, объемы выпуска и
финансирования, сроки реализации.
Система качества обладает всеми характерными признаками сложной распределенной
социотехнической системы управления такими как:
большое количество внешних, территориально распределенных элементов
организационной структуры, обладающих определенной специализацией, наделенных
определенными полномочиями в системе качества;
сложная структура системы качества в рамках предприятия;
необходимость обработки больших объемов разнородной информации, связанной с
качеством на разных уровнях управления предприятия;
существенное влияние человеческого фактора при формировании управленческих
решений, особенно на верхнем и среднем уровнях управления качеством;
управление качеством проектов создания АС, осуществляется путем реализации
программы развития производства в направлении совершенствования системы
качества.
Следует отметить недостатки, которые имеют место в сложившейся системе
управления качеством:
недостаточно высокий уровень существующей нормативно правовой базы, что требует
дополнительных затрат на проведение согласований при выработке и реализации
управленческих решений;
требования МАГАТЭ и международных стандартов в основном определяют перечень
целей и задач, решение которых необходимо для обеспечения качества ПАК АС.
Однако, в них отсутствуют конкретные рекомендации и методики для решения
поставленных задач. Кроме этого они в полной мере не учитывают состояние и
специфику технологического обеспечения ОЯЭ и экономики Украины;
требования по безопасной эксплуатации ОЯЭ не имеют четкого и однозначного
отображения на множество тактико-технических и эксплуатационных характеристик и
требований безопасности к ПАК АС;
документооборот в процессе управления и контроля качеством осуществляется на
бумажных носителях, что существенно снижает оперативность и эффективность
принятия управленческих решений, усложняет процессы анализа, прогнозирования и
планирования при разработке мероприятий по совершенствованию системы качества;
существующие программные средства либо позволяют решать частные задачи
планирования, анализа и управления качеством, либо направлены на решение задач
обработки потоков документов и не учитывают специфики конкретной предметной
области. Ряд программных пакетов и оболочек позволяют решать задачи
оперативного управления производством и не уделяют должного внимания проблемам
управления качеством. Существующие интегрированные системы управления
деятельностью предприятия требуют больших затрат на закупку программных
средств, дорогостоящей вычислительной техники и обучение персонала и как
правило не имеют русифицированных версий, требуют время на адаптацию и
настройку, обладают избыточностью и далеко не всегда позволяют учитывать
особенности отечественных ПАК АС для ОЯЭ и специфику состояния предприятий и
экономики Украины;
в методологическом аспекте в настоящее время, судя по публикациям, не
разработан комплекс математических методов и моделей управления качеством
проектов создания ПАК АС для ОЯЭ.
В основу разработанных методов и моделей взяты современные представления
типовых организационных структур и схем управления качеством производства
сложных ПАК, которые используются в практике организации и управления проектами
развития производства и создания АС.
2.2. Системная технология моделирования управления качеством
На основании анализа объекта исследования, каким является система качества
предприятия, трудностей связанных с полным, достоверным представлением и
формализацией, предложена система страт, регламентирующая последовательность
накопления и представления знаний об объекте исследования. Систему качества
необходимо рассматривать как составную часть производственной системы, элементы
которой обеспечивают мониторинг производственного процесса, контроль и
испытания изделия и его основных частей на всех этапах создания сложной
техники. Под термином “страта” понимается отражение определенного аспекта,
характеризующего свойства, деятельность и поведение системы. Предлагается
выделить следующие страты: целевую (Ц), функциональную (Ф), организационной
структуры (ОС), информационную (И), алгоритмическую (А). Контроль корректности
проектных решений на каждом уровне декомпозиции по стратам проектирования
осуществляется предлагаемыми методами построения системных моделей (ПСМ),
экспертных оценок (ЭО), системного моделирования (СМод) (рис. 2.1) [96, 97].
Разработчику АС безопасности для ОЯЭ предлагается зафиксировать уровни
декомпозиции СК и ввести степень подчиненности уровней:
Еl -> GrEl -> UnSys -> Sys -> SSys ,
где
- Київ+380960830922