Ви є тут

Історико-культурна еволюція артикуляційного комплексу

Автор: 
Тарасова Оксана Олексіївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U000359
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДИССЕРТАЦИИ
2.1. Методология исследования
Методологическая специфика диссертации заключается в комплексном анализе
феномена АК сквозь призму развития жанра камерно-вокального цикла. Методология
исследования обусловлена спецификой поставленных в работе цели и задач,
особенностями взаимодействия объекта и предмета исследования в рамках авторской
концепции.
Диссертантом предложена и разработана концепция АК в вокальной музыке как
художественного феномена и одновременно – модели исполнительской активности,
детерминированной концепцией музыкального произведения и заложенной в единстве
текстологических знаков. Феномен АК рассматривается в диссертации в контексте
эволюции камерно-вокального цикла XIX-XX вв.
Такой аспект анализа эволюции данного жанра в указанный исторический период
обусловил необходимость комплексного исследования феномена АК и его
методологического обоснования.
Совокупность познавательных средств, методов и приемов позволила сформировать
взгляд на АК как атрибутивное средство выразительности в музыкальной культуре,
адекватное духовным исканиям эпохи.
Культурологический метод обеспечивает соотнесенность модификаций АК в контексте
различных музыкальных эпох с их общими культурными тенденциями, а также
позволяет сформировать представление о культурологической детерминированности
данных модификаций и их месте в общей культурной в целом и художественной в
частности панораме эпохи. Согласно структурно-семиотическому подходу (Ч. Пирс,
Ф. де Соссюр, Ю. Лотман, Б. Успенский, К. Леви-Стросс, Р. Барт, У. Эко и др.),
феномен культуры представляет собой текст культуры, обладающий свойствами
«вторичной моделирующей системы». Эти свойства обнаруживаются в знаковой и
символической природе артефакта. Характеристика феноменов культуры
подразумевает их рассмотрение: в ракурсе отношений между элементами языка и
правил их сочетания (синтаксический уровень), в ракурсе отношений между знаками
и значениями (семантический уровень), а также – в ракурсе отношений между
языком и пользователем (прагматический уровень). Другими словами, текст
культуры содержит информацию о потенциальных возможностях его интерпретации и
потенциальных типах коммуникации. Применение принципов и норм семиотического
анализа к музыкальным текстам с позиций антропоцентризма раскрывает
закономерности функционирования коммуникативной триады: композитор –
исполнитель – слушатель.
Отношения семиотических знаков формируют семиотическое пространство как
совокупность однородных объектов, связанных между собой определенными
смысловыми отношениями. Язык пространственных отношений становится одним из
средств осмысления действительности. Возникающие в этом процессе «картины мира»
(точки зрения как средства выражения мировоззренческой позиции автора)
характерны для каждого типа культуры, сканируют поведенческие и идеологические
структуры, присущие ей, обеспечивают трансляцию культурного опыта.
Феномен АК, выражающий отношения музыкального текста с процессами его
интерпретации и трансляции, репрезентирует тенденции типов мышления,
олицетворяющих художественные парадигмы исторических эпох.
Согласно философской методологии, проблематика исследования рассматривается на
основе диалектического метода познания действительности как динамического,
основанного на связи теории и практики, детерминированности явлений,
взаимодействии объективного и субъективного, внешнего и внутреннего. Применение
диалектического метода неразрывно с принципами историзма и детерминизма.
Принцип историзма играет эксклюзивную роль в создании общей
историко-эволюционной концепции диссертации. Следовательно, важнейшей
методологической установкой работы явилась ориентация на исследование специфики
культурологической «вертикали» музыкального искусства, отражающей характер
становления АК в камерно-вокальных циклах в аспектах реально исторического и
художественного времени. В соответствии с этой же методологической установкой
диссертант сознательно оставляет за пределами данной работы все вопросы,
связанные с особенностями культурологической «горизонтали» – параллельного
функционирования АК в вокальном творчестве различных композиторов, работавших в
рамках единого (или же дифференцированного по пространственным –
национально-территориальным – или же сугубо стилевым параметрам)
социокультурного контекста.
Именно поэтому автор приводит в подтверждение своей концепции конкретные
примеры, отражающие специфику художественной картины мира на поворотных этапах
(классицизм, романтизм, модернизм, постмодернизм) становления АК в вокальных
циклах XIX-XX вв., и принципиально не рассматривает огромное количество других
параллельных явлений подобного ряда в камерно-вокальной музыке, не влияющих на
общий характер анализируемого процесса.
Такой подход позволил обосновать процессы интеграции и дифференциации
параметров жанра вокального цикла сквозь призму действия средств АК, выстроить
каузальную цепь смены моделей АК, детерминированную исторической трансформацией
модели мира в контексте различных историко-культурных эпох.
Использование логического анализа как метода освоения новых знаний
аналитико-синтетическим путем позволило выявить основные этапы и направления в
эволюции камерно-вокального цикла. В исследовании широко используется
логико-конструктивный анализ материала исследования с помощью различных
методов:
– дедуктивно-систематического метода, направленного от обобщения к
конкретизации, который позволил осветить специфику исторических, наци