ГЛАВА 2
Формы музыкальной активности ребенка в контексте деятельностного и
диалогического подходов
Введение
В отечественной психологической традиции фундаментом музыкально-психологических
исследований стала теория деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В.
Давыдов, П. Я. Гальперин и др.). Хорошо известные работы по психологии музыки
Б. Теплова [114], Е. Назайкинского [88], А. Готсдинера [43], К. Тарасовой [113]
выполнены в контексте этой теории. На этом же теоретическом фундаменте были
исследованы многие частные вопросы психологии музыки в работах М. Арановского,
С. Беляевой – Экземплярской, Н. Ветлугиной, Г. Ильиной, А. Костюка, Г. Орлова и
др. Музыкальное развитие в этой парадигме рассматривают как диалектическое
единство потенциала и процесса: музыкальность (особый комплекс
индивидуально-психологических особенностей личности) является потенциалом, а
музыкальная деятельность – процессом, музыкальность обусловливает
«направленность личности», процессы деятельности раскрывают потенциал и
развивают его [43, с. 30]. Как оппоненты, так и сторонники теории деятельности
находят в ее концептуальном каркасе нерешенные проблемы, что отражено в
перманентной научной дискуссии (например, в [63]). Мы полагаем, что
теоретический потенциал деятельностного подхода далеко не исчерпан, и
дальнейшее совершенствование его будет продолжено.
В литературе по теории и методологии науки есть немало суждений авторитетных
ученых о путях и закономерностях ее развития. Примером может послужить
высказывание М. М. Бахтина, в которым он поясняет необходимость своей системы
рассуждений по лингвистической проблематике: «Иногда чрезвычайно важно осветить
по-новому какое-нибудь знакомое и, по-видимому, хорошо изученное явление –
обновленной проблематизацией его …» [33, с. 123]. Опыт
музыкально-педагогической работы, стремление к реализации в ней
гуманистического мировоззрения повлиял на наш выбор подхода к пониманию
психолого-педагогической проблематики музыкального воспитания и образования.
Принципы гуманистически-ориентированных систем музыкального воспитания
«ритмической традиции», положения гуманистической психологии и теоретический
базис Школы диалога культур (В. С. Библера) открыли возможность обновления
психологической проблематики музыкального воспитания. Теоретические основания,
опыт реализации в музыкальной педагогике и этапы развития теоретической модели
нашего исследования, которые будут представлены в этой главе, мы предлагаем
рассматривать как один из путей обновления музыкально-психологической
проблематики .
2.1. Обоснование и реализация диалого-культурологического подхода в музыкальном
воспитании
Идея воплощения в системе образования принципов гуманистической традиции
европейской науки по мере развития самой науки претерпевает изменения. В
последнее время ряд философов, психологов и педагогов рассматривают положения
гуманистической психологии и диалогической философской традиции в качестве
теоретического инструментария для реализации этой идеи. Теме соотношения
понятий «гуманизм» и «диалог»» посвящен ряд работ по педагогике, психологии,
культурологии, философии (см. [46; 47; 48; 60; 82; 83; 97; 98; 121]).
Философские аспекты интерпретации понятия «диалог» в их связи с
психолого-педагогической проблематикой рассмотрены в [42; 53] и др.
Содержательно близкими этому направлению можно назвать работы и педагогические
эксперименты, связанные с концепцией Школы диалога культур [110; 124] и мн.
др.. Своеобразным эпиграфом ко всему последующему тексту может стать
высказывание К. Поппера, автора одной из самых известных концепций теории
познания, в котором мы усматриваем предвосхищение диалогической научной
методологии, недвусмысленно ориентированной на гуманистический идеал: «В
отношении жизни, эволюции и духовного роста можно утверждать, что здесь
существует невероятная вещь: этот метод «дать – взять», взаимного обмена, это
взаимодействие между нашими действиями и их результатами позволяют нам
постоянно превосходить себя, свои таланты, свою одаренность» [96, с. 490].
Далее будут изложены положения диалого-культурлогического подхода в педагогике,
а также представлены материалы наблюдений над музыкальным развитием
дошкольников и младших школьников (4-8 лет). Эти материалы получены в сериях
экспериментальных занятий, в ходе которых мы изучали возможности построения
диалогически ориентированной программы музыкального воспитания. Диалогический
подход в музыкальном воспитании, в нашем понимании, должен объединить основные
принципы гуманистической психологии и принципы диалогизма как метод их
осуществления в педагогике.
2.1.1. О гуманизации образования на основе диалогического подхода
Психолого-педагогические принципы гуманизации образования на основе
диалогического подхода рассмотрены в работах Г. А. Балла, М. С. Бургина, А. Г.
Волынца, О. В. Киричука, С. А. Копылова, В. Ф. Литовского, В. М. Титова и др..
Авторы полагают, что воплощение гуманистического идеала в стратегии образования
требует решения определенных социальных и социально-психологических проблем.
Прежде всего, образование, высококачественное и гуманистически ориентированное,
должно быть широко доступно – гуманистический идеал становится искривленным,
если распространяется только на элиту. Образовательные стандарты должны быть
высокими, но при этом необходимо оказывать психологически обоснованную помощь в
выборе пути получения образования и продвижения по этому пути. Необходимо
считаться с разнообразием культурно, социаль
- Київ+380960830922