Ви є тут

Функціонування алофонів фонеми /r/ у мовленні дикторів Німеччини 1923-2003 рр.

Автор: 
Васильченко Олена Германівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U001141
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ФОНЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ АЛЛОФОНОВ
ФОНЕМЫ /r/ В
НЕМЕЦКОЙ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ
2.1. Методы и программа исследования.
В ходе исследования r-аллофонов в немецкой слитной прочтенной речи была
применена комплексная методика, в основе которой лежит ряд частных методов,
традиционно используемых в инструментальных фонетических исследованиях [22]:
1) метод теоретического анализа, который состоит в (1) анализе теоретических
источников по теме исследования, (2) лингвистическом анализе текстов
информационного характера за период 1923-2003 гг. с учетом исторического
контекста, (3) дальнейшей лингвистической интерпретации результатов, полученных
в ходе компьютерной обработки выделенных сегментов с последующим обобщением,
выдвижением научных гипотез и определением тенденций возможных изменений в
системе немецкого языка. Главными элементами теоретического анализа являются
аналоговое моделирование и выделение качественных признаков системы немецких
r-аллофонов в фонемном составе языка [116, 203];
2) метод научного наблюдения (субъективный), который основывается на исключении
или минимальном вмешательстве исследователя в речевое поведение информантов и
базируется на перцептивном (аудитивном) анализе немецких r-аллофонов для
определения особенностей их восприятия на слух;
3) экспериментальный метод, позволивший изучить аллофоническое варьирование
немецкой фонемы /r/ в отобранных исследователем отдельных словах (логатомах) и
позициях и получить необходимый набор дистинктивных характеристик всех видов
r-аллофонов;
4) метод инструментального анализа (объективный), который в настоящее время
может заменяться методом компьютерной обработки, поскольку программные пакеты
анализа натуральной речи включают в себя осциллографический, интонографический,
спектральный, кохлеограммный виды анализа и не требуют применения отдельных
аналоговых приборов;
5) метод математического анализа, состоящий из количественного и
статистического методов, используемых для обработки данных перцептивного и
инструментального исследований немецких r-аллофонов.
Методы научного наблюдения и инструментальной (компьютерной) обработки речи
можно объединить в один метод фонетического анализа, который состоит из
перцептивного и акустического видов и представляет собой комплексный метод
исследования.
Поскольку изучение звуковых единиц, а именно, аллофонов немецкой фонемы /r/
проводится методом их выделения из прочтенной слитной речи, следует также
дифференцировать различные методы сегментации речевого потока. В данном
исследовании различаются методы микро- и медиасегментации, что объясняется
спецификой вычленяемых сегментов.
Метод микросегментации включает в себя выделение сегментов следующего порядка:
интразвуковые (формантные переходы, смычка, фрикция, эксплозия, аспирация,
вибрация (удары), звуковые, интерзвуковые (сочетания двух соседних звуков),
слоговые.
Метод медиасегментации основывается на выделении фонетических слов, ритмических
структур (в настоящем исследовании деление звучащих текстов на фонетические
слова принимается за основной метод сегментации немецкой слитной прочтенной
речи, что отражено в образцах протоколов слухового анализа, приложение Б 1).
Приведенная дифференциация методов сегментации позволяет упорядочить инвентарь
выделенных r-сегментов, дифференцировать их с позиции говорящего, слушающего и
наблюдателя (экспериментатора). Кроме того, типы сегментов, исследуемые в
рамках микро- и медиасегментации, могут быть сопоставлены как на материале
разноструктурных языков, генетически не связанных между собой, так и на
материале языков, принадлежащих к одной и той же генетической группе [95,
272].
Основные этапы исследования немецких r-вариформ в звучащей прочтенной речи
представлены в виде комплексной программы, разработанной в Лаборатории
экспериментальной фонетики Одесского национального университета им. И.И.
Мечникова [33] на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Этапы организации комплексного фонетического исследования
Использование комплексного метода позволило организовать программу исследования
следующим образом.
Объектом лингвистического исследования была выбрана прочтенная речь немецких
профессиональных дикторов в информационных передачах радио и телевидения
Германии, временной период звукозаписей охватывает период с 1923 по 2003 г. Из
слитной дикторской речи были выделены все аллофоны фонемы /r/, распределение
которых фиксировалось в определенных позициях в слове. Лингвистический анализ
теоретических источников по проблематике исследования позволил выделить из
всего массива данных зону, мало исследованную в теоретическом и практическом
плане, что определило актуальность проведенного исследования. Отбор речевого
материала, представленный в виде звукозаписей информационных передач в
различные периоды истории Германии, привел к формированию банка данных текстов
общим объемом звучания 7 часов и стал вторым важным этапом в исследовании.
Проведение подобного синхронного среза позволило пронаблюдать за аллофоническим
варьированием /r/ в течение почти целого столетия.
Отобранные методом наблюдения 9000 r-графем были сгруппированы по способу и
месту образования, классифицированы по типам и видам и подвергнуты
перцептивному и компьютерному анализу с целью получения данных, необходимых для
проверки выдвинутой гипотезы. Последующая лингвистическая интерпретация
результатов исследования r-вариформ привела к выявлению общих и различительных
признаков в описании объекта исследования, а статистическая обработка всего
корпуса аллофонов позволила представить описываемые явления ка