Ви є тут

Технологія бюджетування як засіб управління матеріальними та фінансовими ресурсами підприємства

Автор: 
Вініченко Максим Миколайович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U001421
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Этапы функционирования системы бюджетирования на предприятии
В литературных источниках довольно часто приводят стадии или этапы
бюджетирования. Так, Шим Д.К. Выделяет следующие этапы бюджетирования:
формулирование задач;
расчет имеющихся ресурсов;
переговоры между заинтересованными лицами по цифрам бюджета;
координация и проверка компонент;
окончательное утверждение;
распространение утвержденного бюджета.
Очевидно, что Шим Д.К. рассматривает бюджетирование как процесс, а этапами
бюджетирования выделяет этапы по подготовке и составлению бюджета предприятия.
Щиборщ К.В. выделяет следующие этапы бюджетирования, называя их стадиями
бюджетного процесса:
составление сводного бюджета отчетного периода;
контроль (мониторинг) исполнения бюджета отчетного периода;
план/факт анализ исполнения бюджета отчетного периода;
При этом саму технологию бюджетирования Щиборщ К.В. называет непрерывным
«трехактным» циклом, где планирование на следующий период производится на
основе план/факт анализа исполнения бюджета отчетного периода.
Таким образом, в литературе чаще встречается отношение к бюджетированию как к
процессу. Автор предлагает рассматривать бюджетирование как систему и начинать
определение этапов бюджетирования с самых крупных звеньев, а именно с этапов
функционирования системы бюджетирования на предприятии. Ведь именно система
бюджетирования определяет характеристики процесса бюджетирования на
предприятии.
Как и любая другая система на предприятии, система бюджетирования проходит
несколько этапов функционирования. Действия специалистов на каждом из этапов
призваны воздействовать на систему бюджетирования таким образом, чтобы получить
максимальную выгоду от ее использования.
Следуя логике развития предприятия и учитывая то, что в различных отраслях
условия развития предприятий различны, выделяем четыре этапа, которые проходит
система бюджетирования любого предприятия в независимости от вида деятельности
(рис. 2.1).

Рис. 2.1 Этапы функционирования системы бюджетирования на предприятии
Этап внедрения – первый этап, предполагающий создание системы бюджетирования
предприятия. Принципиальным является решение о привлечении специалистов или
самостоятельном внедрении бюджетирования. На первый взгляд самостоятельное
внедрение кажется менее дорогим, но на практике получается наоборот.
Самостоятельная установка затягивает процесс внедрения и сопровождается большим
количеством ошибок. Учитывая отсутствие подробных описаний технологии
бюджетирования и его внедрения в литературе, задача оказывается
трудновыполнимой. Консультационно-внедренческая компания может устанавливать
бюджетирование от двух месяцев до года и даже больше в зависимости от размеров
и структуры компании-заказчика. Очень важно на данном этапе выбрать оптимум
соотношения «цена-качество», чтобы возможностей системы бюджетирования было
достаточно, но не было лишнего, за что уплачены деньги и во что вложен труд, а
предприятием не используется.
Обычно этап внедрения состоит из четырех стадий как показано на рисунке 2.2.

Рис. 2.2 Стадии внедрения системы бюджетирования на предприятие
Изучение, анализ и описание бизнес-процессов предприятия осуществляется
работниками консультационно-внедренческой компании путем интервью работников
соответствующих служб предприятия. Цель – изучить существующую систему
финансового планирования, структуру предприятия, документооборот, внутреннюю и
внешнюю финансовую отчетность и другие особенности.
На следующей стадии создается модель системы бюджетирования предприятия. Как
правило, за основу берется классическая модель бюджетирования, адаптированная
под особенности национальной экономики [94]. Затем по результатам стадии
исследования классическую модель настраивают под предприятие. По основному виду
деятельности предприятия модель бюджетирования может склоняться к одному из
пяти вариантов:
бюджетирование производства;
бюджетирование торговли;
бюджетирование услуг;
микробюджетирование;
прочее бюджетирование.
Такое разделение имеет принципиальное значение, поскольку различия в составе и
структуре бюджетов по каждому варианту достаточно велики и предприятие сферы
услуг не сможет эффективно работать по варианту бюджетирования торговли и т.д.
[15, 29, 50, 68, 95, 97].
Особое место занимает микробюджетирование или бюджетирование малого бизнеса,
использование которого возможно на предприятиях любого вида деятельности, если
его размеры невелики [37].
На стадии автоматизации и интеграции с другими приложениями подбирают
программное обеспечение, максимально соответствующее критерию
«цена–возможности–потребности». Для автоматизации систем бюджетирования
большинства предприятий достаточно разработок в MS Excel 2000 тем более, если
эти разработки обогащены дополнительными возможностями и программированием на
VBA. Для крупных компаний и холдингов возможно использование специализированных
программ [35].
Этап эксплуатации – самый продолжительный этап функционирования системы
бюджетирования предприятия, предполагает циклическое повторение четырех
подэтапов (рис. 2.3). Именно его специалисты по бюджетированию и называют
бюджетным процессом. Как правило, длительность одного цикла эксплуатации один
год. Эффективная эксплуатация является целью этапов внедрения, аудита, внесения
корректировок.

Рис. 2.3 Стадии эксплуатации системы бюджетирования на предприятии
Планирование является основой системы бюджетирования. От точности планирования
во многом зависят успехи и неудачи предприятия. Для количественного в