Ви є тут

Організаційне забезпечення управління процесами реструктуризації промислового виробництва

Автор: 
Юдін Михайло Айзікович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U001427
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ
РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
2.1. Формирование организационного механизма реализации
государственной политики в области реструктуризации
промышленного производства
На сегодняшний день структура промышленного комплекса Украины не отвечает
требованиям времени. Его производственные мощности не сбалансированы с
потребностями народного хозяйства Украины, значительная часть этих мощностей
морально и физически устарела и требуют обновления, отсутствуют производства
большинства основных видов машин, наблюдается значительный разрыв в уровне
развития обеспечивающих производств, технический уклад не отвечает современному
уровню, нет мотивации к внедрению в производство новых научно-технических
достижений [132, 154, 173, 204, 208].
Существующие организационно-структурные формы промышленного комплекса, не
адаптированы к введению рыночных механизмов управления, и не могут
функционировать на основе принципов рыночной экономики. Они не способствуют
эффективному использованию его научно-технического потенциала, повышению
качества и конкурентоспособности продукции, стабильному и эффективному
выполнению государственных заказов, проведению конверсии избыточных мощностей.
Необходимость и безотлагательность реструктуризации промышлен-ного производства
обусловлены изменениями политической ситуации в стране и мире, новыми
внешнеэкономическими ориентирами, требованиями новой концепции национальной
безопасности страны, а также военной доктрины. В частности, в последней
предусмотрены поддержка и развитие научно-производственной базы с целью
разработки и производства современных систем вооружений. Эти требования следуют
из приоритетов развития Украины как независимого государства [5, 10, 23, 35,
47].
Государственная промышленная политика реструктуризации машиностроительного
комплекса представляет собой систему государственных мероприятий в области
организации и стимулирования развития машиностроения, обеспечивающую достижение
целей избранной концепции экономической политики. Являясь составной частью
социально-экономической политики, промышленная политика включает разнообразные
меры налогово-бюджетного, денежно-кредитного, структурно-инвестиционного и
институционального характера, а также регулирование цен и доходов, отраслевой
структуры экономики и других важнейших пропорций (рис. 2.1).
Главной чертой, отличающей промышленную политику от макроэкономической является
то, что она реализуется не только на макроуровне, но и на уровне отдельных
предприятий [32].
На современном этапе экономических преобразований акцент должен быть перемещен
от задач макроэкономической стабилизации к восстановлению функционирования
промышленного и научно-технического комплекса страны. Для обеспечения
стабильного развития промышленного сектора экономики Украины необходима
реальная перестройка производства с точки зрения, как его технической
модернизации, так и новых подходов к управлению им, диктуемых требованиями
рынка. Непосредственно реформирование предприятий рассматривается в настоящее
время в качестве основного направления промышленной политики в целях создания
предпосылок экономического роста.

Основными целями государственной политики реструктуризации промышленного
комплекса должны быть:
формирование благоприятных условий для эффективного использования
научно-технического и производственного потенциалов машиностроения в интересах
национальной безопасности;
создание научно-технических заделов в приоритетных направлениях, связанных с
инновационными технологиями;
расширение деятельности в сфере производства продукции гражданского
назначения;
развитие производственно-финансовой кооперации предприятий и организаций с
зарубежными компаниями и фирмами;
обеспечение стабильного выхода производимой продукции на внешний рынок;
внедрение новейших разработок высоких технологий, «ноу-хау» в сфере
машиностроения.
Достижение таких целей требует принятия следующих мер по:
структурной перестройке промышленного комплекса с увязкой его структуры и
производства продукции с реальными потребностями национальной безопасности
страны, требованиями рынка, экономическими и финансовыми возможностями;
формированию привлекательных предприятий и организаций промышленного комплекса
как основы собственной машиностроительной промышленности;
перепрофилированию избыточных мощностей на производство потребительских
товаров;
перестройке структуры собственности в промышленном секторе для обеспечения его
эффективного функционирования в условиях рыночной экономики;
перестройке организационно-правовых форм субъектов хозяйствования
государственного сектора промышленности для обеспечения их эффективного
функционирования в условиях действия рыночных механизмов в экономике;
совершенствованию системы планирования, формирования и реализации
государственной политики в промышленности;
преодолению монополизма в производственной сфере;
отработке нормативно-правовой базы, внедрению стабильных, понятных,
стимулирующих развитие промышленного сектора экономики;
созданию условий для образования транснациональных компаний,
промышленно-финансовых групп и холдинговых компаний, технополисов,
бизнес-инкубаторов и усовершенствования законодательства в этой сфере.
Выбор стратегических направлений реструктуризации производства должен быть
сосредоточен, во-первых: на решении проблемы обеспечения необходимого